Перенос Одесского порта: норвежский сценарий

В то время, как Одесский порт прирастает зерновыми терминалами, все больше приморских городов мира выносят грузовые терминалы своих портов в удаленные пригороды. Старые склады и причалы превращаются в новый городской центр, а море, как и сто лет назад, становится неотъемлемой частью урбанистического пейзажа. Но этому предшествует длительная история взаимоотношений между муниципалитетом, портом,  инвесторами и правительством.

Пример Осло показывает, насколько сложным и в то же время взаимовыгодным может быть этот процесс. Возможно, в обозримом будущем опыт норвежской столицы окажется полезным и для нашего города, испытывающего острую потребность в территориях и лишенного органичной связи с основой своего существования – морем.

16244502_711511935684684_417720717_n

FJORDBYEN – РЕНОВАЦИЯ ПОРТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ОСЛО

                                                                 автор: Владимир Халин, архитектор

Одним из основных природных элементов, характеризующих норвежскую столицу Осло, является естественный голубой фьорд, но доступ горожанам к воде до конца 20 века почти везде был закрыт портовыми сооружениями и верфями.

Как правило, взгляды на развитие прибрежной территории города у муниципальной власти и администраций портов не совпадают. Согласование позиций часто занимает десятилетия. В Осло переговорный процесс и согласование устраивающих всех позиций происходил с 1982 по 2008 год. Порт Осло является собственником прибрежного участка, экономические выгоды от деятельности порта остаются в экономике порта и должны быть использованы для его развития. В структуре управления порта существует совет, где представлены представители различных уровней власти, в том числе и муниципалитета, что позволяет городской власти, опосредованно, влиять на позицию порта.

16344363_711511922351352_22823888_n

Существенным фактором для принятия решения по выносу порта из центра города стало то, что для норвежцев порт не является важным символом городской идентичности, для них важнее контакт с природой и ландшафтом.

19 января 2000 года стартовала масштабная программа реконструкции гавани «Город у фьорда» (Fjord City, англ.  или Fjordbyen, норвеж.) по которой прибрежная территория должна превратиться в привлекательные районы с жильем, офисами, учреждениями культуры. Городской совет Осло решил, что портовые и промышленные территории должны быть доступны для городского развития и стать частью городского пейзажа.

Проект «Город у фьорда» является настолько многосоставным и сложным в реализации, что для его воплощения муниципальные власти используют разнообразные подходы. Одни из них подразумевают, что муниципалитет выступает как собственник земельного участка, и застройщик обязан соблюдать при покупке участка строгие требования относительно общественных пространств и их доступности. В большинстве же случаев, когда собственник уже существует или участок слишком велик для выкупа городской властью, застройщик имеет больше свободы при планировании. Инфраструктура в этом варианте полностью делается за счет застройщика и передается потом в муниципальную собственность. Эти требования увеличивают стоимость квадратного метра, но позволяют обеспечить инвестиции для общественных нужд, таких как школы, зеленые зоны и т.д.

Порт Осло является важной частью экономики страны, обеспечивающий важные внутренние и международные торговые связи. Под выносом порта, на примере Осло, подразумевается перенос контейнерного терминала южнее по восточной стороне фьорду. Пассажирские, рыболовецкие, парусные суда и военные корабли являются неотъемлемой составляющей морского фасада города и вписываются в концепцию «Город у Фьорда». Современный порт с новыми причальными глубинами и технологиями перевалки грузов не будет перегружать инфраструктуру города.

К 2030 году Осло получит не только красивую новую часть города, но и совершенно новый и современный порт.

Aker Brygge – первый проект редевелопмента в Осло

Aker Brygge – первый проект редевелопмента портовой территории в Осло. Старая верфь в центре города в 1980-е годы была преобразована в оживленный коммерческий и жилой район с магазинами, ресторанами и развлечениями. С момента открытия в 1986 году девелоперы стремились сделать район Aker Brygge привлекательным для будущих жителей и бизнеса, но полностью завершенным он считается в 2014 году. Ежегодно 12 миллионов человек посещают эту территорию с набережной на берегу фьорда.

Tjuvholmen — реновация в жилое и общественное пространство

Порт Осло продал Tjuvholmen в 2003 году. О состояние этой территории говорит перевод названия, в норвежском » Tjuvholmen» означает островок воров, исторически сложилось так, что эта территория была местом для пьяниц и воров. Задача перед инвесторами и архитекторами была в том, чтобы изменить негативный имидж и воплотить собственные идеи в развитие этой территории.

16325688_711511972351347_516655320_o

Городской совет Осло выбрал концепцию «Панорамный вид»  по проекту архитектора Нильса Торпа: территория района был поделена на сегменты каналами, вдоль которых открываются эффектные перспективы на фьорд и центр Осло.  Достопримечательности и общественные места являются наиболее важными составляющими реновации Tjuvholmen. Музей современного искусства по проекту Ренцо Пьяно, один из нескольких проектов реализованных итальянским архитектором на этой территории, принял первых посетителей в 2012 году.

16326866_711511939018017_61094988_o

Tjuvholmen – почти полностью пешеходная зона, вдоль воды устроены набережные и площади, кафе и магазины на первых этажах зданий дополнены выше офисами и жильем в соотношении 1:2. На выдающемся в море «носу» района устроен городской пляж и возведен музей современного искусства.

Половина средств от продажи портовой территории позволили модернизировать новый контейнерный терминал в южной части порта, остальные были выделены для общественных проектов на Tjuvholmen.

16326885_711511929018018_1536969990_o

Bjørvika – новый общественный центр города

Городской совет Осло единогласно проголосовал за план реновации Bjørvika в 2003 году, но и спустя 15 лет идет постоянная дискуссия среди политиков и общественности об улучшении этого центрального приморского района города. Когда проект будет реализован, около 30 тысяч  человек будут жить и работать в Bjørvika. Культурные и общественные учереждения будут привлекать посетителей на преобразованную территорию возле моря.

Гавань Bjørvika самый масштабный участок реконструкции. Здесь, на месте доков, порта и автомобильного шоссе планируется возведение новых жилых и офисных кварталов. Порт переедет в другое место, шоссе уйдет в новый туннель под заливом. Вместо него будет проложена новая. Bjorvika станет новым общественным центром города.16326594_711511962351348_1365486395_o

В планировке Bjørvika одной из основных задач было обеспечить визуальную связь из глубины города на воды фьорда. Пешеходные мосты через железнодорожные пути перетекают в зеленые коридоры с видом на море. Здесь уже стоит с 2008 года новое здание оперного театра, в перспективе сюда переедут публичная библиотека и музей Мунка.

16357596_711511925684685_1180848312_o

Новая Опера в Bjørvika уже стала одним из удивительных достопримечательностей Осло и стала визитной карточкой города. Решение о строительстве нового оперного театра было принято в 1999 году. Большой международный конкурс проектов выиграла норвежская фирма Snohetta. Всего в конкурсе принимало участие 350 заявок. Основным архитектурным приемом стала наклонная крыша, которая спускается под углом к уровню воды. Крыша полностью функциональна и одновременно является пешеходной площадкой. Часть платформы на которой стоит здание театра заходит в воду.   Строительство длилось 4 года и открытие состоялось в 2007 году. Стоимость проекта — 700 миллионов долларов. Кроме своего прямого назначения концертного зала, оперный театр стал местом прогулок и отдыха горожан.

16325588_711511942351350_166353515_o

 Havnepromenaden – 9км набережная в исторической части города

Одной из самых ярких концепций проекта «Город у фьорда» является Havnepromenade. В основе этой концепции – создание непрерывной линии пешеходных набережных с различной тематикой длиной более 9 км. При разработке проекта  Havnepromenade детали портовой инфраструктуры создают оригинальную идентичность, что бы показать людям историческую среду.

Концепция стратегического плана предлагает  комплексно разработать последовательные и узнаваемые пути вдоль береговой линии, сосредоточив внимание на развитии каждого, выявив его уникальные качества. Она должна также содействовать осуществимости и скорейшей реализации, где это возможно.

16326406_711511945684683_2119132894_o

Зонирование предполагает следующие программы:

Одной из целей в программе плана Havnepromenaden является изучение потенциала территории порта и то, что общественность хочет принять. Он предлагает стратегию, чтобы проверить временными мероприятиями и событиями, прежде чем они станут постоянными. Это и может быть, например, подходящее место рыбалки для рыболовов, сооружение плавучих садов, место швартовки прогулочных байдарок и аренды моторных лодок, игровые площадки, спортивные залы, школьные павильоны, художественные инсталляции и экспозиции музеев и библиотек на улице. 

Filipstad – зеленый город в городе

Западнее от городской мэрии планируется построить новый жилой район на территории бывшего контейнерного порта и железнодорожной станции в Филипстаде. Портовые территории Осло преобразуются в современный и зеленый город в городе, в котором нет необходимости в автомобилях, где езда на велосипеде станет приоритетной, а предметы первой необходимости доступны на местном уровне. Жители и гости города получат возможность проводить время на улице, дышать свежим морским воздухом, прогуливаться по набережной или наслаждаться зелеными насаждениями.

16326759_711511992351345_33212019_o

Городской совет Осло решил, что необходима реновация портовых территорий и участков освобождаемых от железнодорожных путей. Городское агентство по планированию и строительству Осло подготовило предложение по зонированию территории Филипстада. Крупнейшие землевладельцы – порт Осло Havn KF и крупнейшая  девелоперская компания ROM Eiendom AS , принадлежащая NSB — норвежскому оператору государственной железной дороги, подготовили свои альтернативные предложения. Основное требования к проектам – новый район должен гармонизировать с застройкой, которая его окружает. Филипстад должен стать местом, где люди могут жить, работать и тратить их рекреационное время без необходимости полагаться на автомобили. Филипстад будет способствовать сделать Осло зеленым городом и стать ярким примером устойчивого развития городов. В конце бывшей гавани Филипстада предусматривается большой парк и бассейн. В течение дня парк будет служить в качестве расширенной игровой площадки для учащихся новой школы. Вдоль набережной можно будет полюбоваться учебными кораблями и парусными судами. Все города нуждаются в торговле и развитие, поэтому новый район удобно связан с деловым центром Осло. Это открывает пространство для городских и монументальных зданий и создает много рабочих мест в пешеходной доступности. Доминантой района будет являться 33-х этажное здание отеля, с конференц-центром.

Filipstad станет самым крупным проектом  «Город у фьорда» и будет включать в себя:

Общая площадь новых строений около 470 000 кв.м.

Высотность застройки 6-12 этажей за исключением 33 этажного отеля

от 2 250 — 3 000 квартир и апартаментов

около 9 000 рабочих мест

Школа на 840 учеников и 5 детских центров

суммарно 100 га общественное пространство, из которых центральный парк на 50 га и гавани набережной вдоль береговой линии

Разработчики обозначили десять причин для реализации проекта Filipstad:

Экологически чистый и ориентированный на устойчивое развитие город.

Жилые районы защищены от шума и загрязнения окружающей среды.

Разнообразная набережная с исторической атмосферой.

Яркие городские пространства, которые изменяют характер в гармонии с сезонами.

Вмещает в себя возможности для роста туризма, привлекательных коммерческих площадей и увеличению доходов для города.

Ориентир на здания, которые создадут морской вид в Осло

Может быть реализованы независимо от дорожной инфраструктуры, так как автомагистрали отводятся в туннель.

Обеспечивает паромные операции и концентрирует значительные доходы для туристической отрасли.

Лучший участок территории зарезервирован для парка и купания.

Это просто самое лучшее будущее для территории Филипстад.

16251297_711511995684678_1357637916_o

Sydhavna  — меньше места, больше грузов

Развитие Fjord City уменьшает область, используемую для целей порта в два раза, от одиннадцати до шести километров береговой линии Осло. В 2009 году городской совет принял решение о том, что будущий грузовой порт в Осло будет находиться в Sydhavna, которая находится южнее от центра города по восточной стороне фьорда.16295233_711511949018016_1467162216_n

Территория нового порта составляет 615 гектаров, что соответствует 86 футбольным полям.  Новой грузовой порт обеспечивает легкий доступ к основным автомобильным и железным дорогам.

Сегодня в Осло обрабатывается около 160000 контейнеров (260000 TEU). Когда новый контейнерный терминал будет завершен, его мощность увеличится до 280000 контейнеров (450 000 TEU).

Новый порт будет в состоянии вместить все виды товаров, начиная от контейнеров, нефти, цемента, новых автомобилей и лома черных металлов.  Буферные зоны будут созданы в виде зеленых рекреационных зон между городом и портом. Порт Осло сделал руководящие принципы эстетики, чтобы гарантировать, что развитие Sydhavna является единой и гармоничной. Цветовая композиция, освещение и расстановка контейнеров — некоторые из средств, которые будут использованы. Новые здания на портовой территории  будут разработаны известными архитекторами. Новый порт должен поддерживать вид на ландшафт островов и залив.

Литература

De Vibe E. Fjordbyplanen / E. de Vibe, S. Kolstø. – Oslo, 2008. – 76 с. – (Oslo kommune).

Kolstø S. Bjørvika. Den nye byen I byen. Plan – oq bygningsetaten. / Stein Kolstø. – Oslo, 2008. – 36 с. – (Oslo kommune).

Kolstø S. Filipstad områdereguleringIllustrasjonsplaner – areal og volumstudier / S. Kolstø, L. A. Breivik. – Oslo, 2013. – 30 с. – (Oslo kommune).

https://www.oslo.kommune.no

http://www.ohv.oslo.no

http://haveiendom.no

http://grishasergei.livejournal.com/88118.html

https://stroi.mos.ru/unikalnaya-arhitektura/mir/opiernyi-tieatr-v-oslo

http://www.shl.dk/urban-mountain/

This Post Has Been Viewed 2,169 Times

Комментарии

  1. FODP

    Спасибо автору!
    Познавательная статья!
    Были в Осло два раза, с пешеходной набережной открывается потрясающий вид на еще действующие части порта в центре города. Этот индустриальный пейзаж тоже часть целостного образа города. Филармония на фоне порта выглядит как пришвартованный лайнер, хоть и задумывался как айсберг. Потрясающий, живой город, тьма людей на всех главных пешеходных осях и пространствах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *