Маленькая альтернатива Одессе: иллюзии и перспективы города Южный

Сегодня Южный переживает не лучшие времена. Олигархические войны за Припортовый завод и кризис на предприятии способны подорвать экономику города, а нежелание руководства Сычавки объединяться отнимает у него территории для роста и комплексного развития.

Трудный период может затянуться на годы. Но в глобальной перспективе это всего лишь временная помеха, поскольку главный потенциал Южного — его уникальная география. При грамотной стратегии и умении привлекать инвестиции она способна превратить 30-тысячный город в новый экономический и туристический центр северо-западного Причерноморья, который подхватит эстафету стареющей Одессы.

blagoustrojstvo-yuzhnyj-tsvety

СОРВАННЫЕ ПЛАНЫ

В 70-х годах будущий город Южный планировался как центр промышленно-транспортного узла на  основе глубоководного Григорьевского лимана с перспективой роста до 100-150 тысяч человек. Стратегия учитывала не только выгоды географического положения, но и понимание, что возможности Одессы во многом исчерпаны. Расширять порт, наращивать индустриальную базу и расселять жителей становится негде.

Реализация этого плана забуксовала еще при СССР. В 1990 году в городе проживало всего 16 тыс. человек вместо намеченных 30 тыс. Однако потенциал роста оставался, что отобразилось при создании Генплана Южного, утвержденного в 1994 году. В нем киевские специалисты из НИИ градостроительства сделали ряд предложений, которые актуальны до сих пор.

РАЙЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Согласно Генплану, к Южному предлагалось присоединить Сычавку, Визирку и Кошары. При этом городские владения увеличивались с 10 до 81 кв. км. Это половина Одессы.

Поскольку город уже тогда стал местом работы, отдыха и покупок для жителей соседних сел, разработчики предложили сделать его административным центром района. Рассматривался и вопрос о переименовании. Среди вариантов — Сычавка, Тилигул, Аджалык.

Кроме промышленности и транспорта, важным направлением развития хотели сделать туризм. В Генплане под земли курортного назначения отводилось 507 га, а емкость санаториев, пансионатов и баз отдыха оценивалась в 16 тыс. человек единовременно. Для сравнения, в Одессе емкость курортов в 1988 году достигала 23,6 тыс.

Население Южного, по оценкам специалистов, должно было вырасти до 42 тыс. в 2000 году и до 50-55 тыс. в 2010-м. Расселить жителей предлагалось в новом жилом массиве к востоку от Сычавского пруда, а также в большом частном секторе к северу от города.

Как и большинство стратегий, составленных на рубеже 80-х и 90-х годов, этот документ так и остался «фантастикой на бумаге». Это отнюдь не означает, что он не был реалистичным. Просто в истории наступил период, когда полное раскрытие потенциала стало невозможным.

В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ ЮЖНОГО?

Глубины и просторы

Основу потенциала города Южный составляют самый глубоководный порт Украины и наличие  обширных незастроенных территорий по соседству.

Южненский порт сегодня обрабатывает треть всех морских грузопотоков страны — больше, чем порты Одессы и Черноморска вместе взятые. Благодаря глубине в нем удобно обслуживать крупнотоннажные суда. Стратегия развития портового комплекса предусматривает рост грузооборота с нынешних 40-48 млн т.  до 120 млн. т. в ближайшие 15-20 лет.

Наличие по соседству свободных от застройки земель сельскохозяйственного назначения позволяет развивать крупные производственные и логистические комплексы, увязанные с удобной гаванью.

Эксклюзивные возможности для автотранспорта

Строительство через территорию Украины международных платных автобанов и организация грузоперевозок по ним – вопрос времени. Дороги частично перехватят и железнодорожный грузопоток, поскольку построить хорошие трассы целесообразнее, чем перевести на стандартную ширину в 1435 мм колеи на всей протяженности от Европы до Китая.

Безымянный1

источник: Владимир Халин, «Основные тенденции реновации прибрежных портовых территорий в больших городах».

Существующие порты Украины не смогут извлечь выгоду из роста автотрафика, поскольку находятся в городской черте. Возможности их расширения ограничены, а потоки фур, шныряющие рядом с жилыми кварталами, вызовут (и уже вызывают) отчаянное сопротивление местных жителей. В то же время, вынос порта из города – сложный и длительный процесс.

Южненский порт находится далеко от города и не нуждается в этом. Прилегающие к гавани села Новые Беляры, Беляры, Григорьевка, Вороновка и Булдынка вместе взятые имеют 1200 жителей. При необходимости они могут быть отселены с учетом всех запросов и компенсаций.

Полностью воспользоваться своими преимуществами Южный сможет, построив ответвление к автобану Одесса-Киев (около 70 км). Учитывая планы развития порта, это не кажется невероятным.

ПРИСТАНИЩЕ ОДЕССИТА

Уже сегодня развитие порта и промышленных предприятий не требует большого числа сотрудников и при всем своем вкладе в экономику области Южный – город небольшой. В дальнейшем производство может расти, но доля человеческого труда в каждом долларе будет неуклонно снижаться. Так что экономика не может обеспечить значительного и долговременного роста населения города.

В большей степени на это будет работать другой фактор – системный кризис Одессы. Город 200 лет был главным выгодоприобретателем экономических и социальных процессов, происходивших в наших степях, но теперь может уступить лидерство по ряду позиций. Главная задача ХХІ века для Одессы – выжить, сохранить себя и породить новые смыслы. Это будет сложное время для горожан и некоторые из них предпочтут уехать.

Причины следующие:

Падение качества жилого фонда (актуально на перспективу 10-40 лет). Одесса – один из самых старых городов Украины, если говорить о возрасте и состоянии жилого фонда. Катакомбы, грунтовые воды и коллапс системы ЖКХ состарили его еще больше.

Отсутствие территорий для развития. Новое жилье, даже если бы люди имели возможность массово в него переселяться, строить почти негде. Реконструкция промзон и старых районов усложняется переплетением интересов и дороговизной земли в большом городе.

Дорогая недвижимость. Отсутствие свободных участков, дефицит качественного жилья и, как следствие высокие цены на нее – неизбежная перспектива Одессы в условиях экономического роста. Как это может выглядеть, можно увидеть на примере перенаселенного Израиля, где аналог 3-хкомнатной «хрущевки» в спальном районе стоит 200 тыс. долл. и более. В такой ситуации люди стремятся переезжать туда, где дешевле. Главное – комфорт и наличие подходящей работы.

Нехватка социальной инфраструктуры по уже указанным причинам. Двухсменное обучение в школе, проблемы при устройстве ребенка в детский сад. Отсутствие игрового пространства. Дефицит и дороговизна секций, кружков и других коммерческих видов досуга.

Транспорт (на перспективу до 20 лет). За редким исключением, советские города проектировались без учета имеющихся перспектив роста автомобильного парка. И хотя еще в 60-70-е годы теоретики говорили о том, что уровень автомобилизации достигнет 200-250 единиц на 1000 жителей, спальные микрорайоны Одессы проектировались исходя из величины 40-50 единиц. По всему городу не было предусмотрено не только достаточного количества стоянок и паркингов, но и мест, где бы они могли расположится в будущем. При этом в Одессе нет таких широких магистралей и транспортных развязок, как в Киеве. Город задыхается в пробках. Он слишком длинный и тесный; большой, но спроектирован, как маленький. Менять что-либо или слишком поздно, или слишком дорого и долго.

Городской климат резко ухудшился в последние годы и это не предел. Активный снос деревьев вдоль важных магистралей в ряде случаев приведет к тому, что насаждения перестанут справляться с загрязнением. Старые деревья погибнут, а новые не приживутся. Это уже произошло во многих городах мира, однако в Одессе степной климат, жаркое лето, плотная застройка. Ситуацию усугубляет строительство высотных домов без учета ветров. Город стал хуже проветриваться. Последствия – повышение летних температур, зимние смоги.

ЗАДАЧА – ОСВОИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ

С учетом всех этих факторов Одесса уже уступает Южному по комфорту проживания и возможностям для воспитания детей. Однако в Южном «скучно», нет разнообразной занятости и карьерного роста.

blagoustrojstvo-yuzhnyj-installyatsiya

«Скучность» явление в значительной степени экономическое. В Европе, особенно в маленьких странах, 30-тысячный город имеет сложную социальную структуру и весьма насыщенную культурную жизнь. Эти сферы развиваются, поскольку горожане могут позволить себе активный отдых и имеют для этого время.

Что касается занятости, то во многих профессиях она все меньше привязывается к месту. Общемировой тренд расселения на ХХІ состоит в том, что люди переезжают туда, где им лучше.

Южный, где есть чистый воздух и море, обязательно станет привлекательным местом для части горожан. Насколько большой – зависит от экономической ситуации.  В «скучный» город могут переезжать пенсионеры, выгодно разменяв жилье в Одессе. Если город будет интересен и сможет развивать социальную инфраструктуру, подтянутся семейные и начнется демографический бум.

ТУРИЗМ: ЕЩЕ ОДНА ЗОНА РОСТА

С экономической точки зрения, пляжный туризм – не лучшая затея в наших краях. Купальный сезон длится 2,5-3 месяца и не способен обеспечить постоянный доход и занятость. С другой стороны, отдых на море очень востребован. В перспективе наше побережье может принимать 40 и более миллионов туристов в год – такие расчеты были сделаны еще в 80-х годах. Главное, чтобы люди имели возможность отдыхать. При наличии нормального сервиса, к нам подтянутся туристы из Польши, стран Балтии.

Одесса как центр пляжного туризма функционирует плохо. Пляжей не хватает даже самим горожанам, качество воды низкое. Но главное – нет инфраструктуры и территорий. С позиций транспортной доступности 80% прибрежных территорий – задворки. Нет и уже не будет проспектов, идущих к морю и вдоль моря. Нет места, дорог и сетей для парковок, отелей и ресторанов. Есть частный сектор, высотки, промзона и прибрежные склоны, которые в обиду никто не даст.

То же самое – за городской чертой. От Крыжановки до Черноморского все побережье поделено и кое-как застроено без какой бы то ни было комплексной стратегии. Доступ к морю там принадлежит немногим вместо того, чтобы принадлежать всем. Черноморск со всех сторон блокирован дорогим частным сектором и потихоньку сползает в море.

Южный по сравнению с соседями расположен в пустыне. Освоить побережье городу не позволяли обрывистые берега и неудобное сообщение. Но если построить дорогу до трассы «Одесса-Киев» и начать террасирование склонов (что также необходимо) город станет весьма привлекательным местом для развития пляжного отдыха.

Безымянный1

При этом стихийное развитие повредит и городу, и пляжам. Правильнее привлекать крупных инвесторов, которые построят гостиницы, укрепят берег, проведут сети и придумают, как сделать так, чтобы народ приезжал не только летом. Хаотичное развитие приведет к появлению новой Одессы или Крыжановки, что есть однозначное зло и крайняя форма коллективной тупости.

ГОРОД-МЕЧТА

Как видим, для Южного открыты очень многие возможности – транспорт, промышленность, туризм. Под боком – стагнирующая Одесса, откуда при лучшей жизни люди начнут уезжать уже не по экономическим, а по экологическим соображениям.

Перспективы есть, они огромны. Но никто не спорит, что их можно про(сквози)ть. Увы, но именно это происходило в последние 30-35 лет на всем советском и постсоветском пространстве. Южный  все же избежал судьбы «города атомщиков Теплодара» и умудрился стать одним из самых успешных городов Украины. Тем не менее, он невероятно далек от конечных целей Генплана 1994 года.

Администрация города думает о нехватки мест в садиках, реконструкции канализации, повышении грунтовых вод в районе Сычавского пруда. Иными словами – о выживании. И сегодня сложно поверить, что может быть иначе, как в 1967 году невозможно было подумать, что в 2017-м будет именно так.

… стоя в маршрутке на одной ноге, представьте себе, каким может быть Южный в 2042-м году.

 Красивый, уютный, с необычной архитектурой в новых районах за улицей Химиков, зелеными дворами и велодорожками. Вдоль берега – километры парков, коттеджей и клубных поселков. В эти февральские деньки здесь можно с удовольствием побродить, а потом зайти в любимую кофейню, и прочитать новость, о том, что в Южном зарегистрирован 100-тысячный житель: им стал Павел Войтюк, 36-летний мастер дзюдо из Кривого Рога.

— Я уже арендовал зал для проведения занятий и начал набор группы. В Южном много желающих, много молодежи. Я рад, что приехал сюда. Всегда мечтал жить у моря, — рассказал Павел корреспонденту Re:Пост.

Михаил Мейзерский

This Post Has Been Viewed 1,640 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *