История одесских дорог и транспорта на страницах советских газет

 

Советская пресса интересовалась не только надоями молока и бедственным положением трудящихся в Никарагуа, но и системно освещала вопросы развития городом. Предлагаем вашему вниманию выдержки из одесской газеты «Знамя коммунизма», посвященные вопросам развития транспорта.

7 ноября 1955

…Вчера началось движение по новому троллейбусному маршруту № 4. Его протяженность — 4,5 км. Новая трасса начинается у ж/д вокзала, проходит по улицам Пушкинской, Бебеля, Кангуна, Приморской и заканчивается у Селянского спуска.

выпуски лета-осени 1956

…Заасфальтированы Большефонтанская магистраль от 2-й до 10-й станции, дорога Котовского от Ярмарочной площади до Лузановки.

…Замощены и покрыты асфальтом Водопроводная, Мельничная, Володарского, Столбовая до Заставы-1, На Комсомольской, Островидова, Жуковского и других заасфальтированы тротуары.

…Всего с начала года положено 300 000 метров асфальта и 70 000 метров мощения.

2 июля 1957

…Улица, носящая имя Ленина, в скором времени станет красивейшей в городе. Ширина еебудет 14 метров. Движение трамваев прекращается, вместо них на этой трассе поедут комфортабельные троллейбусы. На работах по реконструкции ул. Ленина сейчас заняты передовые бригады мостовщиков и асфальтовщиков.

24 октября 1958

…В нынешнем году государство отпустило намного больше средств на благоустройство Одессы, чем в прошлые годы. За 9 месяцев дорожники укатали асфальтом 300 тыс кв метров дорог и тротуаров.

…Широким фронтом развернулись работы по покрытию железобетоном проезжей части улиц Ласточкина, Халтурина, переулка Маяковского. В этом месяце будут заасфальтированы тротуары по улице Бебеля.

…Асфальтируются улицы Наличная и Больничная в Ильичевском районе, 4-я Пересыпская, Гвоздичная и Педагогическая в Приморском районе. Благоустраиваются дорожки в парке им Ильича, зоопарке.

…Сейчас начинаются работы по продлению прибрежной дороги до 10-й ст Б Фонтана. По обеим сторонам ее протянуться аллеи зеленых насаждений.

23 октября 1960

ТАКИМ БУДЕТ ОДЕССКИЙ АВТОВОКЗАЛ

…К концу семилетия (1959-65 – НappyMisto) автобусное сообщние в нашей области возрастет в два раза… Между тем, автовокзала в Одессе нет. Площадь им. Мартыновского абсолютно не приспособлена для обслуживания пассажиров и правильной эксплуатации прибывающих и отправляющихся в рейсы автомашин. На площади тесно, регулярно создаются пробки. Нет элементарных условий для отдыха водителей.

…Назрела необходимость построить в Одессе большой, хорошо оборудованный автовокзал. Одесский облпроект закончил проектирование такого сооружения.. Авторы проекта — инженеры тт. Наркевич, Богуславская, инженер т.Фридман.

…Общая кубатура здания — 15800 метров. Автовокзал будет строится индустриальными методами с применением сборных железобетонных конструкций.Стены всех трех этажей предусмотрены из крупных офактуренных кирпичных блоков.

2 февраля 1962

…В 1961 году Одесса получила 122 тысячи метров нового жилья. Заасфальтировано 500 тысяч метров улиц и тротуаров. Соревнование со Львовом и Севастополем помогло трудящимся Одессы лучше благоустроить свой город. Борьба за долголетие жилого фонда — одно из главных условий этого.

28 апреля 1965

ГОРОД-ГЕРОЙ: ПОЛЕТ В БУДУЩЕЕ

…В городе проектируются две скоростные магистрали. Первая, длиной 40 км, протянется от Ильичевска до Централита. Вторая, протяженностью 18 км пройдет с востока на запад и свяжет центральную часть города с западной промышленной зоной.

…Чтобы обеспечить безопасное движение по магистралям общегородского значения, проектируется устройство в местах пересечения дорог путепроводов и «развязок» в 2-3 яруса.

23 января 1966

…В Одессе постепенно снимают рельсы на центральных улицах. Тенденция эта верна: уличное движение становится безопаснее, увеличивается пропускная способность перекрестков в расчете на рост числа автомобилей.

Однако полная ликвидация трамвайных линий привела бы к снижению доступности этого вида транспорта для населения. Больше стало бы пересадок, возросла бы нагрузка на автобусные маршруты. Это стало бы большим минусом в будущей транспортной организации города. Ведь ни троллейбус, ни автобус не могут быть полноценной заменой трамваю.

Провозная способность трамвая при 2-вагонных поездах и интервале движения в 1 минуту (именно так ходит трамвай в часы пик по улице Советской Армии) составляет 11-12 тысяч человек в час, а троллейбус в таких же условиях способен провезти максимум 5 тысяч.

…Бурное жилищное строительство в юго-западной части города, а также большая протяженность с севера на юг требуют устройства скоростной линии трамвая (30 км). Он должна быть проложена по предусмотренной в новом генплане развития трассе, соединяющей Лузановку с центром, Юго-Западным массивом и Черноморкой.

И. Бордуков, специалист Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре.

 12 марта 1968

…Один за другим на бывших пустырях поднимаются кварталы новых домов.

Новый район — поселок Котовского. Здесь создается промзона Одессы — завод «Центролит», ЖБИ №5 и №7, где будут рождаться конструкции высотной Одессы. Уже стоит здание нового холодильника, который в 3 раза больше портового, а рядом возводят жилые дома.

Чтобы не повторить ошибок прошлого (имею ввиду строительство Черемушек), уже сегодня нужно подумать о дорогах. будущих кинотеатрах, дворцах культуры, школах, поликлиниках.

…С большим напряжением работает транспорт, доставляющий трудящихся на предприятия Пересыпи. А через некоторое время, когда будут заселены новые дома на поселке Котовского, поток пассажиров возрастет в несколько раз.

…Маловместительный, простаивающий у пересыпских переездов трамвай и автобус, постоянные пересадки — с этим никак нельзя мириться.

…Необходима четко организованная связь района с железнодорожным вокзалом и административным центром, платформы на остановках, удобные подходы для пассажиров на станции Одесса-Малая, экспрессные трамваи и автобусные линии.

…Пересыпь и Поселок Котовского требуют особого внимания архитекторов.

А. Валевич, сотрудник Одесского территориального управления материально-технического обеспечения.

 22 августа 1968

В Черемушки прошел трамвай. Маршрут № 10 связал самый отдаленный район Юго-Западного массива — улицу 25-й Чапаевской дивизии с центром города. Трамвай промчался по ровному, как стрела, проспекту Якира, пересек улицу Петрова, Терешковой, Новоселов, Кордонную и вышел на свою прежнюю трассу: заводы им. Январского восстания, Канатный завод и дальше до площади 1905 года.

…Сегодня на трассе 16 поездов. Первый вагон повела лучший водитель трамвайного депо имени Ленина, ревизор по безопасности М А Крапивко.

Обычно люди добирались автобусом № 133. От Новоселов до центра — 15 минут. Экономия времени — 10 минут. Трамвай значительно разгрузил троллейбусы 6, 9, 10, идуще до 25-й Чапаевской,автобусы 108, 133, 134.

19 января 1975

КУДА ПОДАТЬСЯ АВТОМОБИЛИСТУ?

…Когда построили наш дом на Гагарина, 16, мы радовались, глядя на благоустроенную детскую площадку. Прошло несколько лет и она исчезла. На ее месте, как грибы, растут частные гаражи. Их уже больше 20. Не много ли для одного двора?

…Наш дом по ул Чкалова, 93 — большой. Много детей и людей, ушедших на заслуженный отдых. А во дворе личные автомобили. выезжают они на полном ходу, газуют, засоряют воздух выхлопными газами. Плиты во дворе поломаны и осели под тяжестью автомашин. Крышки люков уже не держатся плотно, отчаянно гремят при въезде каждого автомобиля. Какая уж тут тишина?

…В одной Одессе уже сегодня 20 тысяч автомашин личного пользования. Существующие же платные стоянки рассчитаны на 5200 мест.

Число стоянок по районам: В Жовтневом — одна, в Центральном, где почти 5 тыс. машин — ни одной, в Приморском — только 3.

…Около 3500 машин содержится на автостоянках боксового типа, а это приводит к нерациональному использованию территории города.

…Все это порождает самодеятельность в строительстве автосараев и мотоклеток. Особенно массовый характер она приняла в Киевском и Ленинском районах.

…Для борьбы с этим Киевский райисполком организовал на улице Якира временную стоянку на 1370 гаражей, в 75 — уже 2000.

…Харьковский институт Местпром разрабатывает проекты еще двух стоянок на 1800 мест у дороги Одесса-Киев на увл Жолио-Кюри, есть проектно-сметная документация на 400-местную стоянку на ул. Артиллерийской.

…Кооператив «Артиллерийский», возглавляемый офицером запаса Е. В. Садовниковым, возвел закрытый гараж на 116 машин. За 8 месяцев кооператив Приморский построил на 5-й ст. Большого Фонтана коллективный гараж на 175 мест.

4 января 1976                  

ДЛЯ ТЫСЯЧ АВТОМОБИЛЕЙ

…Читатель М. Ярош предлагает устроить огромную стоянку на конце ул. Якира — на кооперативных началах. — Это дало бы возможность разместить в нем несколько тысяч машин. Тем самым решилась бы давно назревшая проблема. А участки, где ныне хаотично, вкривь и вкось по всем Черемушкам разбросаны кустарные гаражи, благоустроить, озеленить, создать уютные места отдыха.

4 января 1976

АВТОГАРАЖИ — КООПЕРАТИВНО

…Менее трети зарегистрированных в Одессе машин индивидуального пользования размещено в гаражах или на открытых автостоянках. Остальные стоят во дворах, тротуарах, проезжей части улиц. Некоторые автовладельцы строят и устанавливают гаражи неорганизованно, без разрешения соответствующих органов…

…Следует учесть и то, что объединение «Одессаоблавтотехобслуживание», которое осуществляет строительство автостоянок, не сможет в ближайшие годы полностью обеспечить ими автомобилистов. За последние годы оно построило только две открытых автостоянки на 600 мест.

Е. Ковалев, председатель Одесского городского совета общества «Автомотолюбитель УССР»

19 февраля 1976

СТРОИТСЯ ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД

Недавно на одной из самых напряженных транспортных магистралей Одессы — Водопроводной улице, около трамвайного кольца, что в сквере 9 января, началось строительство подземного перехода для пешеходов длиной 65 метров.

…Управление электросетей еще не подключило строительную площадку к источнику электроэнергии.

 15 ЯНВАРЯ 1978

ГОРОД. ТРАНСПОРТ. ЧЕЛОВЕК

Специалисты «Гипрограда» за круглым столом откровенно признались, что проектируя новые микрорайоны не предполагали, что улицы бульварного типа, такие, например, как Варненская, Гайдара, Лумумбы неожиданно примут на свои плечи такое количество автортранспорта.

Думается, что вины проектировщиков в создавшейся ситуации нет. Они надеялись на то, что планомерно будет решаться генеральная транспортная схема города. Но уже сегодня она опаздывает на 10 лет. И не только физически, но и морально.

…Все благие намерения проектировщиков о трех автотрассах, цель которых связать все части города, не осуществились. И в будем объективны, вряд ли в ближайшие годы эти трассы будут построены, также как и многие транспортные развязки, предусмотренные в генеральном плане.

… Резервы есть. Знакомясь с типовыми решениями поперечников городских дорог Советского Союза, почти ни в одном городе не встретишь такого количества лишних дорог, как в Одессе. Это относится и к районам новостроек, а в большей части — к улицам старой застройки. На многих улицах кроме тротуаров, идущих вдоль домов, есть еще никому не нужные тротуары между деревьями и проезжей частью.

…Улица Спартаковская совсем небольшой протяженности. Но она сегодня едва ли не самая загруженная в городе — связывает Юго-Западный массив с улицей Фрунзе и дальше — с рабочей Пересыпью. И здесь тротуар непомерной ширины.

…На проспекте П. Лумумбы достаточно выйти из строя одному автобусу или троллейбусу, парализуется движение 87 единиц общественного транспорта. — Эту улицу проектировщики называют самой взрывоопасной.

…Улицу (Лумумбы – НappyMisto) надо расширять… Это именно тот безвыходный случай, когда нужно что-то делать, на что-то решаться».

5 марта 1978                                        

ОТ ЖИЛМАССИВА КОТОВСКОГО ДО ИЛЬИЧЕВСКА

По согласованию с руководством завода «Центролит» изменено движение 113 и 120 маршрутов с тем, чтобы к 24:00 к заводу подходили автобусы для подвоза ночной смены.

…На пригородный маршрут Одесса-Ильичевск №50 выделено 18 машин, которые будут ходить с интервалом 9 мин.

Интервал троллейбуса №8 в часы пик — раз в 2 минуты, в обычное время — 5-7 минут, после 20:00 — 10-15 мин.

 27 марта 1986

ДВОР – НЕ СТОЯНКА ДЛЯ МАШИН

…В нашем дворе на улице Островидова, 32, построено 4 гаража и 20 машин владельцы оставляют на ночь под открытым небом.

…Хорошо что люди стали жить лучше, но во всем должен быть порядок. Ведь для машин существуют специально отведенные места.

…По данным начальника ГАИ УВД Одесского горисполкома Ю. В. Лысоконя, он об этом факте слышит впервые. В центральном районе только в этом году к админответственности привлечено более 500 автовладельцев. В Приморском за 1,5 месяца оштрафовано 198 человек, в Малиновском — 300, в Ильичевском — 252.

Записал и подобрал Михаил Мейзерский

This Post Has Been Viewed 126 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *