Генрих Топуз в архитектуре современной Одессы: модная Дерибасовская и интеллигентные новострои

odesskij-opernyj-kartina

HappyMisto завершает цикл публикаций, посвященных жизни и творчеству Генриха Топуза — человека, который оказал огромное влияние на архитектуру Одессы второй половины 20-го века. Текст подготовили сын и внук зодчего — архитекторы Виктор и Андрей Топузы. Большинство из приведенных здесь фактов публикуются впервые. На фоне отсутствия предметных исследований по истории одесской архитектуры начиная с 60-х годов и заканчивая нынешним днем, этот труд обладает огромной ценностью для всех, кто интересуется новейшей историей нашего города. 

предыдущие части смотрите здесь:

Архитектор Генрих Топуз: жизнь, посвященная Одессе

Генрих Топуз и послевоенное возрождение Одессы

Генрих Топуз и архитектура советской Одессы

А Р Х И Т Е К Т О Р  И  Г О Р О Д :

ПРИЗВАНИЕ, ТАЛАНТ, МАСТЕРСТВО, ЛЮБОВЬ — РОДНОЙ ОДЕССЕ

К столетию со дня рождения

архитектора Г. В. Топуза

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

С 1981г. по 1989г. Генрих Топуз связал свою творческую судьбу с Одесской научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя Украины, куда был приглашен на должность главного архитектора. Используя весь свой накопленный опыт реставрационно-восстановительных работ, в тесном контакте с профильным институтом Укрпроектреставрация и его одесским филиалом он внёс неоценимый вклад в возрождение многих наиболее ценных и нуждавшихся в квалифицированной реставрации памятников архитектуры Одессы. Под его руководством в этот период была осуществлена реставрация Воронцовского Дворца с колоннадой,  Дворца Моряков (Дворец Нарышкиной), Городской Думы (Старая Биржа), Музея морского флота (Английский клуб), Литературного музея (Дворец Гагариной), Музея западного и восточного искусства (Дворец Абазы), Филармонии (Новая Биржа), Шахского Дворца (Дворец Бржозовского),  Городской публичной библиотеки.

1

В середине 80-х годов Г. В. Топуз в составе большого авторского коллектива (художники Е.И.Оленин, Э.И.Пасховер, Е.А.Розенблюм, архитекторы Г.В.Топуз, Я.К.Волченок, при участии Д.Ю.Потия, А.А.Роменского, научное обоснование к проекту – канд.архит. В.Г.Топуз) принял участие в проектировании ПЕРВОЙ в Одессе пешеходной зоны и реконструкции городского центра досуга и общения на ул.Дерибасовской. В 1984г. на центральной улице было прекращено движение транспорта и она превратилась в прогулочный молл под открытым небом, магистраль с ярко выраженными культурно-познавательной, торгово-развлекательной и образно-художественной функциями. Благодаря этому, казавшемуся тогда многим скептикам несбыточным, «бумажным», проекту, современная жизнь улицы-легенды, примыкающих к ней участков Театральной площади и Городского сада приобрела совершенно новое звучание, свою «вторую молодость».

2

Непроходящее в течение всей жизни увлечение живописью, так помогавшее Генриху Топузу в его повседневном архитектурном творчестве, воплотилось в сотнях пейзажных этюдов, портретов, натюрмортов, графических зарисовок. На улицах родного города, в многочисленных поездках по стране и за рубежом, на морском берегу и в густой листве природного ландшафта он не расставался с карандашом и кистью.

3

Г.В.Топуз был, пожалуй, единственным из одесских архитекторов, его современников, который регулярно устраивал перед общественностью города свои творческие отчёты – выставки акварелей, рисунков, выстроенных по его проектам жилых, общественных зданий и сооружений, памятников и монументов. Его первая персональная выставка состоялась в г.Уфе ещё в 1943г. и послужила началом для дальнейших отчётов других известных и маститых членов Союза архитекторов, проживавших и работавших в годы войны в Башкирии. Это начинание, ставшее для него традицией, архитектор продолжил в Одессе, где в 1956г. провёл свой первый творческий отчёт в стенах Гипрограда. Затем выставки работ Г.Топуза проводились в 1961г. – в помещении Союза архитекторов на ул.Пушкинской, 24,  в 1976г. – в построенном по его проекту выставочном зале Союза художников на ул.Торговой, 2,  в 1984г. – в Одесском художественном музее по ул.Софиевской, 5-А.

4

В 1989г. по предложению и просьбе директора пансионата-профилактория «Стройгидравлика» А.П.Бачина, на Французском бульваре, 61, в светлом и уютном зале на 14-м этаже спального корпуса была открыта постояннодействующая выставка более полусотни акварельных, пастельных и графических работ, выполненных Г.Топузом в разные годы. Все они отображают архитектуру любимого города: произведения великих предшественников, многочисленные одесские мосты, уютные старые дворики, известные современные здания и монументы, возведенные по проектам автора, а также морские пейзажи, одесские пляжи, порт. Работы, представленные на данной выставке, помимо своей художественной ценности, представляют интерес и потому, что они наиболее полно и целостно раскрывают атмосферу и, к огромному сожалению, всё более уходящий историко-масштабный архитектурный антураж Одессы второй половины 20-го столетия глазами одного из лучших её зодчих этого периода. К сожалению, после сноса корпусов пансионата «Стройгидравлики» все эти работы бесследно исчезли и больше не могут напоминать новому поколению одесситов об их ответственности за бережное отношение к истории города, к наследию, оставленному им талантливыми предшественниками.

5

В  60-е – 70-е годы, параллельно с насыщенной и плодотворной работой в области архитектуры, Г.Топуз успевал много и успешно сотрудничать в Торгово-промышленной палате как профессиональный художник-график. Он разработал множество торговых знаков и фирменных марок для одесских пищевых, промышленных и производственных предприятий. Выполненные им рекламные проспекты, этикетки и товарные упаковки нередко были украшены видами Одессы, её лучшими зданиями и памятниками. Качественная одесская продукция – торты, шоколадно-вафельные пирожные, конфеты в наборах, вина, соки, детское питание, игрушки, сувениры в красочной упаковке с рисунками художника Г.Топуза пользовалась спросом у одесситов и гостей города, благодаря которым растекалась по всей стране и символизировала, достойно представляла наш город.

Как художник-постановщик Г.Топуз принимал участие в оформлении некоторых спектаклей в театрах оперетты и русской драмы, сотрудничая с режиссёрами И.А.Гриншпуном, М.А.Ошеровским, Б.И.Зайденбергом.  Им созданы современная официальная эмблема Театра музкомедии, значок-эмблема знаменитой одесской команды КВН первого «созыва» под руководством Валерия Хаита.  Он стоял у истоков Всемирного клуба одесситов, был одним из первых его Действительных членов.

6

С переходом на работу в Художественно-инжениринговый центр «Экспресс-проект» в должности главного архитектора, Г.В.Топуз продолжал много проектировать и строить. За довольно короткий отрезок времени, с 1989г. по 1993г., здесь им были запроектированы жилой дом по ул.Греческой, 13-15 (1990-1992гг.), 6-тиэтажное административное здание фирмы «Стройпрессмаш» (ныне – выставочный центр «Мирс») по ул.Б.Арнаутской, 53 (1991-1993гг.), офисное здание, первоначально предназначавшееся для еврейского общественно-культурного центра по ул.Б.Арнаутской, угол ул.Екатерининской (1993-1994гг.), первый в Одессе жилой комплекс, созданный по европейскому стандарту – с двухъярусными квартирами улучшенной планировки и в честь автора носящий имя «ГЕНРИХ», по ул.Карантинной, 14 (1993-1995гг.).

7

Все эти здания, имея современный облик и планировку, выполнены в стиле ретроспективизма, стилизованы под архитектуру старой Одессы. Они по этажности, по своему объёмно-пространственному и художественному решению удачно гармонируют с окружающей исторической застройкой и дополняют её, благодаря со вкусом подобранной колоритности, отсутствию навязчивого псевдоисторизма и утрированного декора, так характерных большинству сегодняшних новостроев в центральной части города.

Параллельно с этим, Г.Топуз неоднократно приглашался заказчиками для завершения и исправления решений уже начатых строительством объектов. Так например, по его проектам были осуществлены фасады зданий высотного административно-бытотового корпуса станкостроительного объединения на Бугаёвке, Проминвестбанка по ул.Пушкинской, 36,  Детского реабилитационного центра детей-инвалидов («Дом с ангелом») по ул.Пушкинской, 51.

8

После пожара на Новом базаре Г.Топуз с присущей ему точностью и достоверностью разработал проект восстановления и реконструкции фасада Молочного корпуса по ул.Торговой, 26.

Среди других проектов, выполненных Генрихом Топузом в соавторстве с архитекторами «Экспресс-проекта», следует выделить как наиболее значительные: восстановление помещений бывшего варьете «Фарс» под театрализованное варьете-шоу им.Э.Ришелье, по ул.Ланжероновской, 28 (соавторы архитекторы В.Я.Писанка, Ю.П.Данилюк), проектные предложения по строительству международного бизнес-центра на двух альтернативных площадках – на пр.Шевченко и на пл.Толбухина (соавторы архитекторы Е.А.Попов, Ю.П.Данилюк),  8-миэтажный жилой комплекс с квартирами в двух уровнях на Лидерсовском бульваре, 9 (соавторы архитекторы В.Я.Писанка, В.Г.Топуз),  проект реставрации, реконструкции и реновации Лунного (Пионерского) парка и буфета Енни и Ко у Гигантской (Потёмкинской) лестницы на Приморском бульваре под здания казино «У Дюка» и выставочного павильона (соавтор арх.В.Г.Топуз).

9

Существенный вклад в определение градостроительной политики в Одессе второй половины прошлого столетия, воссоздание исторической и архитектурно-художественной среды при формировании новых районов, зданий, сооружений архитектор Г.В.Топуз внёс, являясь бессменным членом Градостроительного и Художественного советов при Одесском горисполкоме, членом правления Союза архитекторов, делегатом большинства всесоюзных и республиканских съездов архитекторов.

После открытия в ОИСИ в 1971г. нового архитектурного факультета более 20 лет Г.Топуз участвовал в подготовке молодых специалистов, передавая свои знания и опыт студентам-дипломникам. В его педагогической деятельности обучение методам архитектурного проектирования всегда сочеталось с тактичным воспитанием понимания будущими архитекторами своей общественной и профессиональной роли, представления о природе архитектуры и направленности её развития в истории родного города.

Здания и памятники, построенные в Одессе по проектам архитектора Г.В.Топуза, являются украшением, а в большинстве своём – достопримечательностью Южной Пальмиры. Они широко представлены во всех монографиях, энциклопедических изданиях, статьях, альбомах и буклетах, посвящённых истории города, на многочисленных открытках с видами Одессы, картах и путеводителях. И все они, вне зависимости от утилитарного назначения, архитектурно-художественных достоинств или недостатков, отмечены индивидуальным почерком зодчего, соразмерны с историческим контекстом улиц и площадей, памятников архитектуры, перешедших нам от предыдущих поколений интернациональной плеяды архитекторов, возводивших веками наш город.

Творческое наследие Генриха Топуза по праву отмечено включением его произведений в Госреестр памятников архитектуры, искусства, истории. И всё же, многие значительные объекты до сих пор не охраняются государством как памятники, а следовательно не подлежат регулярному поддержанию в надлежащем состоянии, реставрации для продления их жизни и использования следующими поколениями одесситов. Министерству культуры Украины, народным депутатам, архитектурной общественности и неравнодушным гржданам города следовало бы поставить задачу перед специалистами НИИ памятнико-охранных исследований, учёными и аспирантами архитектурного факультета ОГАСА детально изучить и провести научный анализ архитектурно-художественного творчества наиболее одарённых архитекторов Одессы прошлого столетия и наших современников.

Специальные научные исследования и диссертационные работы на эту тематику тем более актуальны, т.к. сейчас особо остро стоит вопрос сохранения исторической застройки центра Одессы путём включения его в основной список всемирного наследия ЮНЕСКО, недопущения, вплоть до сноса, выборочной случайной застройки центральных кварталов гигантскими уродцами, уничтожающими облик и колоритность старого европейского города – порта, курорта, историко-культурного центра возрождающейся Украины. К сожалению, нынешняя хаотичная застройка центральной части нашего города всё дальше выталкивает историческое прошлое из контекста архитектурной среды и южного колорита, которыми всегда славилась Одесса, отодвигая возможность включения её заповедной зоны в список ЮНЕСКО.

Большинство из приведенных здесь оценочных мнений при анализе архитектурно-планировочных и объёмно-художественных достоинств творений одесского архитектора Генриха Владимировича Топуза почерпнуты нами из множества фактов, опубликованных специалистами – архитекторами, искусствоведами, историками, краеведами. Мы лишь попытались дополнить их некоторыми неохваченными ранее сведениями и уточнениями. Ещё при жизни Г.Топузу посчастливилось ощутить любовь и уважение коллег, признание современниками результатов своего благородного труда. На регулярно устраиваемые им выставки-отчёты всегда приходили тысячи почитателей его творчества, оставляя восхищённые отзывы в прозе и в стихах. Энергия и трудолюбие, общительность и доброжелательное отношение к окружающим, умение легко сходиться с людьми, образованность и эрудиция, художественный талант и вкус постоянно привлекали к нему интересных людей – художников и скульпторов, музыкантов и поэтов, актёров и учёных. Он всегда умел найти нужные слова поддержки коллегам, как маститым архитекторам, так и постоянно окружавшей его молодёжи, не поучая, но обучая, делясь своим профессиональным и жизненным опытом. В сложные годы «борьбы с формализмом и безродным космополитизмом» он бесстрашно встал на защиту своих стареющих учителей – профессоров М.В.Замечека, Т.Б.Фраермана, О.Д.Зейлигера, Ф.А.Троупянского, чем помог сохранить им честное имя.

Импозантный, подтянутый, немного в чём-то даже франтоватый, артистичный и интеллигентный, он вызывал к себе симпатию и почтение всех, кто отмечал его талант, интелект и природную одарённость. Идя вместе с ним по улице, было невозможно о чём-либо говорить, т.к. на каждом шагу его приветствовали или останавливали нескончаемые знакомые, а незнакомые оборачивались со словами: «Топуз  идёт!».

11

Несмотря на всё, в жизни это был скромный, добрый, благородный и честный Человек, а для нас он всегда был не только отцом и дедом, но и Учителем, Наставником и большим настоящим Другом.

Официальное признание заслуг Генриха Топуза пришло, к сожалению, слишком поздно. Одесское отделение Союза архитекторов неоднократно выдвигало его кандидатуру на присвоение звания «Заслуженный архитектор УССР», он номинировался на соискание Государственной премии Украины им.Т.Г.Шевченко, но каждый раз «сверху» приходила так распространённая в советский период для лиц определённой принадлежности резолюция: «нецелесообразно». Лишь в 1993г. вновь созданная Украинская Академия архитектуры  первым из одесских архитекторов присвоила ему почётное звание Академика. Неожиданно. Сама. Без каких-либо представлений и выдвижений. Просто, за личный вклад в архитектуру Одессы, а следовательно – всей обновлённой Украины. Ведь известным и успешным архитектор Г.Топуз стал гораздо раньше, т.к. практически всё, что он проектировал, было осуществлено строительством и по сей день приносит пользу гражданам города, оставляя добрую память об авторе в сердцах одесситов.

12

В 1993г по трагически сложившимся семейным обстоятельствам (во время поездки в гости к дочери в 1990г.  в Сиднее скоропостижно скончалась и была похоронена Зоя Исаевна Топуз) Генрих Владимирович переезжает сначала в Австралию, а оттуда, через год,  в Израиль. Здесь он по-прежнему много рисует, выставляется в художественной галерее на Hillel St. в Иерусалиме. Крупноформатные принты с его картин предприимчивый хозяин галереи до сих пор продаёт многочисленным туристам.

13

В 1996г. он привозит выставку своих работ в Сидней, где она прошла, как всегда, с большим успехом. А в Одессе в это время ещё продолжали строиться дома по его проектам…

Скончался архитектор Генрих Владимирович Топуз 29 октября 1999г.  на 84-м году жизни. К сожалению, имя архитектора – творца многочисленных неординарных зданий, сооружений, памятников и крупных городских ансамблей зачастую остаётся только на чертежах их проектов, пылящихся в архивах, и, со временем, всё реже вспоминается потомками, в чьё пользование переходит результат его многолетнего творчества. У Генриха Топуза всё обстояло иначе – его именем назван современный жилой дом по ул.Карантинной, 14,  мемориальная доска Академику Г.В.Топузу в 2002г. установлена на фасаде исторического здания – памятника архитектуры по ул.Пушкинской, 33 (автор – скульптор Олег Новаев), где с 1985г. по 1993г. находилась его творческая мастерская, перешедшая в пользование «Экспресс-проекта».  Имя автора высечено в граните у подножия памятников Т.Г.Шевченко и Неизвестному матросу. Немногие зодчие Одессы удостоены такой чести быть увековечены в своих творениях, остаться навсегда в памяти благодарных потомков. Однако, к сожалению, неизвестна судьба мемориальной доски, исчезнувшей со здания Театра музыкальной комедии. До сих пор нет соответствующих памятных досок по ул.Б.Арнаутской, 97, где в собственном доме родителей в 1916г. родился потомственный одессит, Академик архитектуры Г.В.Топуз и проживал до 1939г., на доме по ул.Б.Арнаутской, 51, где он постоянно проживал с 1944г. по 1993г., на здании проектного института «Гипроград» по ул.Греческой, 44, в котором он, будучи одним из основателей и старейшим старейшим сотрудником,  создавал свои лучшие произведения с 1944г. по 1976г.

This Post Has Been Viewed 831 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *