Генрих Топуз и архитектура советской Одессы

odessa-na-kartinax

HappyMisto продолжает публиковать биографию Генриха Топуза — одного из самых продуктивных архитекторов советской Одессы. В этой части читатель сможет узнать о проектах, реализованных в 60-80-х годах. Это ставшие неотъемлемой частью городского пейзажа Театр музкомедии, бульвар Жванецкого с примыкающими домами, магистраль на Балковской и многие другие объекты. Текст подготовлен потомками, а заодно и коллегами Генриха Владимировича — архитекторами Виктором и Андреем Топузами. 

Ссылки на первые две части биографии прилагаются в конце текста.

Рассматривая многочисленные объекты, возведенные в Одессе по проектам Г.Топуза за десятилетия его работы в Гипрограде, следует отметить как значительные, интересные и заслуживающие внимания школу-интернат №3 и пионерский лагерь для детей китобоев флотилии «Слава» по ул.Дача Ковалевского, 18 (1952-1954гг., соавтор арх.Л.Н.Павловская), городская поликлиника по ул.Троицкая, 38-40 (1958г.), экипаж Одесского среднего мореходного училища по ул.Канатная, 42 (1957-1960гг.), здание Облпотребсоюза по пр.Гагарина, 16/1 (1959-1961гг.), жилой массив на Жеваховой горе и курорт Куяльник (1963г., соавторы архитекторы В.М.Очаковский, Н.И.Герасимовская, И.В.Подолянский, Л.К.Медянов),  интерьеры и экспозиция Военно-исторического музея КОдВО по ул.Пироговская, 4 (1967г., соавтор арх.В.Г.Топуз), Дом быта на 3-й станции Б.Фонтана (1974г., соавтор арх.Н.М.Рябой) и многие другие.

10

На протяжении всего этого периода Г.Топуз регулярно участвовал в проводимых творческих конкурсах. Ещё в 1945г. на заказном конкурсе проектов памятника Героям обороны и освобождения Одессы были отмечены вторыми премиями и приобретены городом сразу два проекта с его участием – под девизами «Бессмертие» и «Курган» (авторский коллектив:  архитекторы Г.М.Готгельф, Г.В.Топуз, З.И.Топуз, Л.А.Черлениовский, Л.Н.Павловская, Л.К.Роджер). Торжественная закладка памятника состоялась 10-го апреля 1945г., но сооружение так и не было установлено.

В 1948-1949гг. проводился закрытый (заказной) всесоюзный конкурс на проект Сочинского морвокзала. Эта работа была заказана шести авторским коллективам:  пять из них возглавляли московские академики архитектуры К.С.Алабян, А.К.Буров, М.П.Парусников, С.Е.Чернышёв и А.С.Никольский,  а в шестой вошли одесские архитекторы Г.В.Топуз, В.Л.Фельдштейн и К.Б.Корченов, представлявшие проектный институт Черноморпроект (в котором в те годы была нехватка достаточно квалифицированных кадров), как головной по проектированию морских сооружений на Чёрном море.  Председателем жюри конкурса являлся академик А.В.Щусев.

Была установлена только одна премия – 15 тысяч рублей и право на проектирование морского вокзала в г.Сочи. Однако жюри приняло решение присудить премию сразу двум коллективам – под руководством К.С.Алабяна и одесситам, выплатив каждому коллективу по 15 тыс.руб. и приняв оба проекта за основу для окончательной разработки.  Каро Семёнович Алабян, тогда вице-президент АА СССР, пригласил в Москву Генриха Топуза и сделал предложение всем троим переехать к нему в Академию для дальнейшей совместной работы. Несмотря на заманчивые обещания предоставить московские квартиры, хорошие должности, зарплаты и перспективу дальнейшей работы в Академии, одесские друзья-архитекторы, посовещавшись, отказались покидать свой город, а Сочинский морвокзал в 1954г. был построен по проекту К.С.Алабяна и Л.Б.Карлика. Сегодня, зная дальнейшую биографию К.Алабяна, несмотря на «упущенную возможность» всесоюзного признания и кратковременной славы, с облегчением можно поблагодарить судьбу, интуицию и одесский патриотизм, спасших жизнь несостоявшимся москвичам. Вскоре после описываемых событий Каро Семёнович попал в немилость к Берии и тот объявил «японскими шпионами» сотрудников Алабяна, чтобы получить от них показания на своего руководителя. Вполне вероятно, что на их месте могли оказаться новички из Одессы.  Анастас Иванович Микоян помог своему старому другу «проскользнуть между струйками» и срочно отправил его работать в Армению. Берию вскоре расстреляли, именем Алабяна теперь названы улицы в Москве и Ереване, а имена репрессированных архитекторов остались неизвестными.

Так, в конце 1949г. Одесским обкомом КП(б)У было принято волюнтаристское решение об установке фигуры Ленина вместо памятника Дюку на Приморском бульваре. После ожесточённого сопротивления общественности, в первую очередь архитектурной, партийное руководство было вынуждено объявить конкурс на проектирование памятника Ленину на Театральной площади, в начале улицы, носившей его имя. Среди защитников легендарного Дюка были архитекторы Г.Топуз, В.Фельдштейн и К.Корченов, образовавшие авторский коллектив и принявшие в 1950г. участие в конкурсе на реконструкцию существенно повреждённой в последние дни окупации Одессы площади перед оперным театром и разрушенных зданий по её периметру, включавшем в себя установку памятника Ленину. И это не вина архитекторов, а, можно считать, их маленькая победа в борьбе за сохранение самой важной достопримечательности и художественной ценности города. В конкурсе приняли участие ещё несколько авторских коллективов, но, к счастью, памятник там так и не был установлен. Лишь в 1951г. один из этих соавторов – арх.К.Корченов использовал некоторые идеи, заложенные в конкурсном проекте, при реальном проектировании театрального сквера и городских Досок почёта по обеим сторонам от главного фасада знаменитого театра.

IMG_9427

Конкурсный проект реконструкции Театральной площади с установкой памятника Ленину (рис. Г. Топуза)

В том же 1950г. В.Фельдштейн, К.Корченов и Г.Топуз победили победили в конкурсе на проект ПЕРВОГО в Украине одесского ипподрома  (Фонтанская дорога, 6), по результатам которого ими был разработан генеральный план и проект трибун для зрителей.

В 1955г. группа архитекторов АПМ-1 Гипрограда под руководством Г.Топуза победила в конкурсе на проектирование объектов областной сельскохозяйственной выставки в Дюковском парке на ул.Балковской.  В соавторстве с архитекторами В.В.Мусаровым, Т.С.Шарнопольским и М.А.Шлифером Генрих Топуз разработал генеральный план застройки участка, главный вход на выставку, ряд павильонов, декоративное оформление и малые архитектурные формы, элементы благоустройства и озеленения территории.

12

Последним конкурсом, в котором принял участие Г.Топуз в 1985г., была работа над проектом обелиска городу-герою Одессе на пл.10 Апреля (соавторы архитекторы В.Г.Топуз, Ю.А.Снядовский, Ю.И.Четаков).

1

В начале 60-х годов прошлого столетия в соответствии с генеральным планом Одессы началась реконструкция самой длинной, самой старой и, одновременно, самой запущенной магистрали протяжённостью свыше пяти километров, соединяющей юго-западный жилой массив с промышленной северо-западной зоной и Пересыпью – улицы Фрунзе (ул.Балковской). Автором проекта детальной планировки и застройки, инженерно-транспортной инфраструктуры этой зоны был арх.Г.Топуз (соавторы архитекторы Н.М.Рябой, М.С.Юн).

2

До конца 60-х годов ул.Балковская представляла собой длинную, узкую улицу-канаву, протянувшуюся  по дну Водяной балки, малозаселённую и застроенную ветхими одноэтажными строениями. Этот обширный по территории и значительный в градостроительном отношении район Одессы лишь изредка посещался одесситами только благодаря Дюковскому парку – месту отдыха и проведения сельскохозяйственных выставок-ярморок.

Сегодня Балковская улица превратилась в самую крупную автомагистраль города – от Пересыпского моста до Горбатого, вдоль которой взметнулись многоэтажные жилые дома, гостиницы, общежития, для обслуживания проживающих в них созданы торговые центры, предприятия культурного, бытового, медицинского обслуживания, общественного питания, школы и деские учреждения. Авторами проекта удачно использован рельеф местности, здания размещены террасно на склонах по обеим сторонам улицы, что обеспечивает как улучшенную инсоляцию и аэрацию, комфортность проживания, так и создаёт живописную многогплановую композицию разномасштабных объёмов. Наряду с этим, значительные участки сохранены за реконструированными крупными промышленными объектами, на пересечении с киевской трассой построен автовокзал. Проезжая часть расширена до 55м и превратилась в главную городскую магистраль с шестиполосным автомобильным движением и трамвайными путями посередине, обеспечивающую кратчайшую связь между основными спальными районами на Севере и Юго-Западе, минуя центр города. И сегодня заложенный в проекте потенциал ул.Балковской не до конца исчерпан, она продолжает хорошеть и благоустраиваться, благодаря идеям, заложенным Генрихом Топузом полвека тому назад.

Ещё одно градостроительное детище Г.Топуза в самом сердце Одессы – Комсомольский бульвар, с гордостью носящий сегодня имя ныне здравствующего классика нашей литературы и одесского юмора М.М.Жванецкого, присвоенное в 2009г. в честь 75-летия со дня его рождения. Бульвар был заложен ещё в 1932г. в пределах от начала ул.Торговой до тыловой стороны ювелирной фабрики, но развитие и простейшее благоустройство здесь началось только в 1956г. Узкая прогулочная полоса по краю верхнего плато была продлена от ул.Преображенской до границ судостроительно-судоремонтного завода у Картинной галереи. В 1968г. был сооружён пешеходный мост над Военным спуском, позволивший продлить Приморский бульвар, соединив его с одинокой и пустынной аллеей Комсомольского бульвара.

Своё современное звучание и градостроительное значение бульвар им.М.Жванецкого обрёл благодаря разработанному архитектором Г.Топузом в 1968г. проекту его планировки, застройки и благоустройства. Если быть более точным, рука архитектора впервые коснулась этого места несколько раньше. В 1963г. по его проекту на месте разрушенных во время войны особняка и картинной галереи А.Русова, ул.Торговая, 2-4, было построено здание для членов Союза художников, в котором, наряду с жилыми квартирами, на верхних этажах разместились персональные художественные мастерские, а первый этаж отдан художественному салону–галерее для выставок и продажи произведений одесских художников и скульпторов. Сегодня это здание является  памятником истории.  Перед его главным фасадом Г.Топуз предусмотрел просторный прямоугольный сквер для проведения выставок скульптур на пленэре, встреч и отдыха, положивший начало благоустройству бульвара.

А уже в 1968-1972гг. бульвар им.М.Жванецкого композиционно дополнил и украсил жилой комплекс из трёх 10-тиэтажных односекционных башен для моряков ЧМП, объединённых по цокольному этажу встроенно-пристроенными торговыми и общественными помещениями, возведенный по индивидуальному проекту архитекторов Г.В.Топуза и Л.К.Медянова.  В те годы это были  первые  в Одессе высотные дома, доминантами размещённые у кромки обрыва, обогатившие силуэт города со стороны моря многоплановостью своих объёмов и объединившие пространство бульваров, от Приморского до Комсомольского, в единый архитектурно-планировочный ансамбль. Участок бульвара вдоль этого комплекса по ул.Торговая, 1  получил своё окончательное завершение путём создания новых затенённых густой зеленью аллей и превратился в популярное место отдыха горожан. Таким образом, вновь созданный самый камерный и живописный бульвар над морем удачно дополнил панораму города, идеально просматривается со стороны порта, с входящих в гавань торговых кораблей и пассажирских лайнеров.

3

К середине 60-х годов мастерство Генриха Топуза достигло своего расцвета и он пользовался среди коллег-архитекторов, всей творческой интеллигенции Одессы заслуженным авторитетом и репутацией первого архитектора города, являясь наиболее яркой и плодовитой творческой индивидуальностью архитектурной Одессы.

В 1972-1973гг. Г.Топуз запроектировал двухэтажный особняк Дома Приёмов для официальных делегаций и высокопоставленных гостей города, расположенный на Французском бульваре, 65, у обрыва над морем сразу за пансионатом «Стройгидравлика». Оригинальное рекреационное здание находится на уединённом благоустроенном участке, отстоящем от транспортной магистрали бульвара,  и состоит из просторного торжественного холла-вестибюля, соединяющего по первому этажу помещения зала собраний и заседаний, банкетного зала с пищеблоком, небольшого тренажерного зала, биллиардной, сауны с бассейном, другие служебные и обслуживающие помещения. Из вестибюля на второй этаж ведёт широкая открытая лестница – закруглённая в плане, монолитная, однопролётная, на одном косоуре. Весь второй этаж отдан под жилые номера:  люксы – для глав делегаций, одноместные – для сопровождающих особ. Жаль, если такое уникальное по своему архитектурному и конструктивному решению здание пойдёт под снос в угоду новым предприимчивым «хозяевам».

Вершиной своего творчества, самым сложным, интересным и любимым произведением, в котором автору посчастливилось воплотить синтез архитектурного мастерства, художественной выразительности и технических средств, Генрих Топуз по праву считал здание Театра музыкальной комедии (ул.Пантелеймоновская, 1).

Проектирование театра началось в 1965г., но из-за отсутстьвия финансирования неоднократно прерывалось и фактически было завершено только к 1975г. В результате, здание театра, открытие которого состоялось в конце апреля 1981г., претерпело значительные изменения по сравнению с первоначальным вариантом.

4

5

На разных стадиях к проектированию подключались соавторы: инженеры-конструкторы Р.И.Ясинский и А.И.Любовский, арх.В.В.Красенко – соавтор интерьера зрительного зала на 1350 мест. На заключительном этапе в разработке элеменов и деталей оформления интерьеров зрительской части здания (гобелен, парадный занавес, индивидуальные светильники из литого стекла и меди, подвесные и стационарные скульптурные композиции) вместе с автором принимали участие художники Н.Абрамова, И.Кулакова, В.Бубнов, А.Шапошникова. Маркетри по всему балкону и наборный паркет из дорoгих, редких пород дерева в главном фойе выполнены по рисункам Г.Топуза. Установленную на гранитной стелле справа от входа на Театральную площадь стилизованную скульптурную композицию музы оперетты с лирой в рукe, выныривающей на дельфине из морской волны, мастерски исполнил скульптор А.Князик.

6

В конце 1976г., чтобы осуществлять постоянный авторский надзор за строительством, Г.Топуз по настоянию сменившегося руководства Гипрограда был вынужден покинуть стены ставшего для него родным за долгие десятилетия работы проектного института и перешел на работу в СУ-142 треста «Одестрансстрой», которое возводило здание театра. Здесь он смог непосредственно руководить строительством, обеспечивая соблюдение требований проекта, участвовать в разрешении постоянно возникавших архитектурных и конструктивных вопросов, в подборе отделочных материалов, оборудования и одежды сцены, изготовлении мебели и оборудования, осветительных приборов, декоративных деталей. Постоянно разъезжая по каменным карьерам и авиационным заводам страны, он заключал договора на поставку розового мангышлакского туфа, гранита и мрамора, на витражи и декоративные фасадные элементы из меди и аннодированных алюминиевых сплавов… Так он всегда относился к своим произведениям – с ответственностью, профессионализмом и любовью.

В результате, лёгкое и торжественное театральное здание, уникальное по своему общегородскому значению, стало украшением архитектурного ансамбля нового общественного центра Одессы. В соответствии с генеральным планом города театр возведен на просторной открытой площади между ул.Пантелеймоновской и Итальянским бульваром и обращён главным фасадом в сторону моря – к ул.Белинского. Принятое автором объёмно-пространственное решения и планировка участка обеспечивают панорамный обзор здания со всех подводящих к нему транспортных и пешеходных путей, благодаря небольшой высоте окружающей застройки и размещению всех функциональных групп помещений в едином сложном объёме, сосoтящем из двух основных частей – зрительской и сценической. Масштаб и формы, пластика и контраст прозрачных витражей фойе и кулуаров с массивными объёмами колосников, карманов сцены и служебно-артистического комплекса, консольно выступающий на 12 метров закруглённый кверху козырёк над главным фасадом позволили создать ощущение праздника, предвкушение весёлого музыкального спектакля в жанре оперетты. Крупное общественное здание удачно вписалось в окружающую застройку, дополнило общую ткань города. Этому во многом способствует профессиональная, до деталей продуманная планировка отведенной территории. Сооружение возвышается на двухметровом стилобате и публика, подчиняясь «режиссёрскому» замыслу автора, имеет возможность со всех трёх прилегающих улиц по широким ступеням приподняться навстречу  спектаклю. Таким образом, новый одесский театр начинается не с традиционной «вешалки», а с хрупкой фигурки юной музы на дельфине, фонтана над зеркалом бассейна (котрый также имеет важное утилитарное назначение: градирня для охлаждения установок мощных кондиционеров),  уютных скамеек для отдыха под оригинальными металлическими светильниками. Скульптурные фризы, украсившие кассовые залы по бокам от главного входа, изображают оперетточные персонажи такими, будто они сейчас оживут, засмеются и весёлой толпой вместе со зрителями войдут в двери театра.

8

Архитектурно-планировочная организация внутреннего пространства позволила решить главные функциональные и образно-композиционные задачи. Через главный вход на первом этаже зрители в зимнее время попадают в просторный вестибюль с гардеробом для уличной одежды, санузлами и боковыми кулуарами для отдыха, через которые организован проход в первые ряды партера. Всё оборудование здесь выполнено по индивидуальным чертежам, с большим художественным вкусом и оригинальностью. В трёхметровой высоты огромных зеркалах, искрясь, отражаются разнообразные светильники, декоративные элементы, нарядные стойки гардероба и, конечно же, яркая публика. Эффект дополняется зеленовато-чёрным полированным лабрадоритом пола и открытыми лестничными пролётами, ведущими в главное фойе зрительного зала на втором этаже.

Для разделения потоков зрителей в летнее время фасад украшают наружные лестницы, соединённые по горизонтали на уровне второго этажа прогулочной галереей, с которой обеспечен прямой вход в фойе, минуя гардероб. Основные плоскости фасадов зрительской группы помещений двухсветного главного фойе раскрепощены вертикальным членением алюминиевых с позолотой витражей, подчёркнутым ритмом оконных проёмов. Сквозь сплошное вогнутое остекление удачно просматривается нарядный интерьер, особенно при внутреннем освещении в вечернее время. Ориентация главного фасада на восток, в сторону моря, позволила отказаться от солнцезащиты, применив специальное остекление, не пропускающее ультрафиолетовые лучи. Энергично вынесенные вперёд козырёк здания, прогулочная галерея и ассиметричные балконы третьего этажа обеспечивают дополнительную игру светотеней, усиливают связь внешнего и внутреннего пространств.

Фоном для лёгкой и открытой архитектуры зрительской части здания служит массивный объём сцены, где большие и светлые гладкие поверхности по бокам дополнены тёмным узким ленточным остеклением. Со сторны ул.Пантелеймоновской предусмотрен изящный пандус, обеспечивающий подъезд грузовых машин непосредственно в карманы, складские помещения сцены, многочисленные мастерские и цеха, образующие настоящий «производственный комбинат» по обеспечению разнообразных театральных постановок.

Тыльный западный фасад группы артистических и служебных помещений украшен оригинальным узором накладных солнцезащитных элементов из анодированного алюминия, крупный масштаб которых позволяет избежать попадание во внутрь прямых солнечных лучей в вечерние часы. Доминантным завершающим элементом театра служит высокая призматическая коробка колосников, спереди повторяющая округлость витражей главного фасада, обрамлённая золотистыми гранёными рёбрами венчающей «короны».

Внешний облик здания, его архитектурно-художественное решение полностью соответствует ясной и простой планировке помещений, обеспечивающей их функциональную взаимосвязь. Центральную роль для сосредоточения и распределения потоков зрителей автор отводит двухсветному просторному объёму главного фойе перед зрительным залом. Уже с первых поворотных площадок открытых парадных лестниц, ведущих наверх из гардероба, начинается подготовка публики к предстоящей встрече с театральным действием. Разнообразие ракурсов с различных точек восприятия не перестают восхищать яркостью красок шерстяного гобелена площадью 180 квадратных метров на выгнутой стене зрительного зала. Его театральная атрибутика и персонажи изобразительно перекликаются с подвесными композициями плафонных светильников из меди и цветного стекла, с парящей квадригой Аполлона – покровителя искусств. В боковых кулуарах при фойе расположены не менее оригинально оформленные буфеты. Удобно организованы входы в поперечный центральный проход и в верхние ряды зрительного зала. В тёплое время года для зрителей предусмотрен выход на просторную открытую веранду – летнее фойе, откуда по двум наружным лестницам можно попасть на площадь в сторону моря.

По обеим сторонам внутреннего главного фойе продолжаются открытые парадные лестницы, позволяющие подняться на уровень галереи, с которого в новом ракурсе обозреваются все подвешенные к потолку элементы плафонной композиции. Здесь же установлены ажурные декоративные решётки со стилизованными скульптурными мотивами, отделяющие пространство кулуаров от открытых помещений выставочного зала и театрального музея. Широкие проёмы ведут на зрительские места балкона, опоясывающего амфитеатр партера.

Праздничность и предвкушение театральной постановки удачно подкреплены цветовой гаммой всей этой группы помещений. Охристо-красные тона гобелена и наборного паркета из ценных пород дерева со сложным орнаментом, розовато-золотистые каннелированные колонны, приглушённый коричневый цвет маркетри и ажурная латунь ограждений балкона-галереи в объёме фойе, красное дерево перил, розовый туф облицовки стен и пилонов – всё говорит о том, что трёхмерная цветовая композиция осознанно задумана и воплощена её автором – архитектором и даровитым художником. Пространственная режиссура приобрела ещё большее разнообразие и единство через режиссуру цветовую. Одновременно, цветовые связи объединили изобразительную пластику отдельных высокохудожественных произведений привлечённых к работе даровитых мастеров прикладного искусства, что не часто можно было встретить в современной отечественной архитектуре советского периода.

Композиционным ядром театра по праву является зрительный зал на 1350 мест. Форма зала выбрана в виде трапеции, а 23 ряда в партере расположены амфитеатром. Благодаря балкону, охватившему его по периметру и спускающемуся почти до самой сцены, авторы добились компактности решения и визуального сокращения пространства. Зрительские места максимально приближены к порталу сцены, обеспечена равноценная видимость и слышимость с каждого кресла. В отличие от яркой и красочной вестибюльной группы помещений, зрительный зал выполнен в спокойных тёплых тонах. Звукоотражающие и поглощающие накладные элементы стен и потолка, акустический закруглённый козырёк над порталом выполнены по специальным расчётам инженера-акустика Е.В.Витвицкой в содружестве с архитектором В.В.Красенко. Детально проработано и художественно решено освещение, утопленное в боковых складках стен, под балконами и в структурном подвесном потолке зрительного зала. Стены полностью облицованы плитками из светлого мангышлакского ракушечника. Символизированное изображение чаек на фоне звёздного неба, украсившее потолок зала, напоминает о принадлежности театра черноморскому городу. Главным и единственным изобразительным акцентом в общей мягкой по цвету и фактуре среде зала является парадный подъёмный занавес, исполненный в том же стиле, расцветке и материале, что и гобелен фойе. Всё вместе это позволяет зрителям сосредоточить своё внимание на динамичном театральном действии спектакля, чем лишний раз свидетельствует о проникновении авторов замысла в самую суть постановочного процесса.

Группа сценических помещений объединена в пятиэтажном комплексе, включающем все функционально необходимые площадки, цеха, службы. Такое объёмно-пространственное решение является ещё одним немаловажным достоинством проекта, т.к. позволило более экономно и целесообразно использовать прилегающую городскую территорию.

Планшет сцены оборудован двумя поворотными кругами – наружным и внутренним, что обеспечивает быструю смену декораций при постановке самых сложных спектаклей. Просторные карманы и арьерсцена служат складами сменных декораций. Декорационный цех площадью 600 кв.м легко трансформируется в малый зал для постановки камерных и экспериментальных представлений. Имеются три репетиционных зала: для хора, балета и общепостановочный. Два этажа по всему фронту западного фасада отведены под артистические гримуборные со встроенной мебелью и душевыми. Просторные помещения для отдыха актёров, служебный буфет, кулуары-накопители перед выходом на сцену создают комфортные условия для работы творческого коллектива. Перед служебным входом оргакнизована просторная закрытая стоянка для транспорта персонала и актёров.

Постановочный процесс обеспечивают живописно-декорационная мастерская, костюмерная, пошивочный и обувный цеха, прачечная, столярная и слесарная мастерские, другие многочисленные технические помещения и службы. Предусмотрены служебные кабинеты для администрации и художественного руководства театра, бытовые помещения для работников сцены.

Безусловно, в театре и театром в городе сформирована особая среда — деловая, праздничная, радостная, человечная. Сразу после переезда театра оперетты в новое здание, в одном из интервью центральной украинской прессе М.Г.Водяной отметил, что «теперь, очевидно, зрители будут ходить в Одесскую музкомедию не только на спектакли, но и для того, чтобы посмотреть сам театр, как до этого ходили в Одессе в оперный театр». Так оно и есть.

Как основополагающий фрагмент городской ткани театр был предназначен стать ядром нового общественного центра и до недавнего времени частично и был таковым, т.к. перед одесскими архитекторами маячили перспективы развивать дальнейшую застройку этого района в соответствии с генеральным планом города. Многое зависело от того, в какой окружающей среде окажется новый очаг духовной жизни одесситов, как будет развиваться пространство вокруг театра, какие визуальные перспективы он сможет замкнуть на себе, в какие городские ландшафты впишется. Однако сейчас уже вполне ясно, что при нынешнем административном подходе к застройке этого ранее уютного и с удовольствием посещаемого одесситами уголка города ничего хорошего ожидать не приходится. Забываются архитектурные традиции, принципы формирования неповторимой атмосферы, одесского колорита.

Забыт и Автор здания театра. Одновременно с открытием, на фасаде рядом с главным входом была установлена металлическая памятная доска с указанием организаций, проектировавших и построивших это сооружение, с именами автора и его соавторов. Вот уже более десяти лет как она бесследно исчезла со своего места, вероятно, пошла на металлолом. Меняются времена, приходят новые люди. В дирекции Одесского академического театра музыкальной комедии им.М.Г.Водяного на вопрос, куда пропала эта доска, ответили, что никогда о её существовании и не знали. О том, чтоб восстановить её на своём месте, и речи не было. А, по справедливости, следовало бы.  Ведь  ТЕАТР  по праву стал настоящим Памятником  Архитектуры, Искусства, Истории, но, в первую очередь, Памятником его Автору.

Виктор Топуз

Андрей Топуз

читайте также:

Генрих Топуз и послевоенное возрождение Одессы (фото)

Архитектор Генрих Топуз: жизнь, посвященная Одессе (фото)

продолжение следует

This Post Has Been Viewed 839 Times