Фонтанка-Сити — перспектива для поселка Котовского

Развитие туризма на северной окраине Одессы и последующее выделение поселка Котовского в отдельный город может решить многие проблемы местных жителей. Кроме того, удастся сэкономить на дорогостоящих транспортных проектах и улучшить качество побережья.

Нет места туризму

В начале декабря градсовет при муниципальном управлении архитектуры утвердил концепцию развития городских склонов, которая и войдет в генплан. Эксперты и общественность сошлись на том, что побережье останется парком. Это хорошо для всех нас. Во-первых, мы сохраняем зеленую зону, во-вторых, ставим крест на дельнейшем разрастании туристического комплекса. Того самого, который сводит с ума местечковых олигархов и доставляет огромные неудобства простым одесситам.

Действительно, развивать туризм непосредственно в Одессе нежелательно. Город перенаселен, остро стоит транспортная проблема, а на пляжах тесно и самим одесситам. Дополнительные прелести:  опережающий рост цен, высокая преступность, застройка зеленых зон. Деньги москвичей и киевлян не превратили наш город в процветающий, зато Одесса негласно объявлена европейской столицей проституции и постепенно превращается в самый коррумпированный город Украины.

С другой стороны, мы не можем просто взять и отказаться от туризма. По своему потенциалу Одесса – город уникальный даже по европейским показателям. В одном месте соединяется богатая история, все еще прекрасная архитектура, приятный климат и развитая инфраструктура развлечений. В этом плане мы выгодно отличаемся от большинства городов-курортов Европы. По потенциалу мы ближе к Барселоне и Валенсии, а вот по его реализации не дотягиваем и до Сочи.

Пальмира № 2 

Решить туристическую дилемму можно за счет северного побережья Одессы. От Крыжановки до Аджалыкского лимана – 10 километров пляжа. Это всего на 2 километра меньше, чем от Ланжерона до мыса Большой Фонтан. Строить здесь отели не только можно, но и необходимо.

Во-первых, местное побережье сыпется, его давно нужно укрепить. В Фонтанке с этой задачей прекрасно справился местный бизнесмен Владимир Петров, который сделал почти 2-километровую набережную. В идеале, такой променад мог бы пройти от Лузановки до самого Аджалыка. Во-вторых, что-то нужно делать и с самим лиманом. Благодатное местечко, выражаясь народным языком, изрядно завонялось. На очистку нужны деньги, а у государства их, как всегда, нет. В-третьих очень необходимы новые рабочие места для местного населения, но об этом мы поговорим выше.

Конечно, бурное строительство отелей вызовет протесты среди местного населения. Поэтому в первую очередь нужно осваивать незастроенные территории, которых здесь хватает. Например, Лески. Сегодня этот зеленый массив не представляет особой ценности: он необустроен и небезопасен. Между тем, участок между Крыжановкой и Фонтанкой, ограниченный Старониколаевской дорогой, имеет площадь около 250 га – столько же, как и все городские склоны! Здесь впору устроить «зеленый город» с десятками отелей и всевозможной инфраструктурой. При этом жилые кварталы будут затронуты минимально. Если же этого не сделать, Лески исчезнут под покровом коттеджных поселков, а городу от  этого никакой пользы не будет.

Карта: Google Maps

Прочь от Одессы! 

Развитие «Фонтанки-Сити» невозможно рассматривать отдельно от проблем поселка Котовского. А их хватает. Жилмассив изначально строился для работников промышленных предприятий, которые добирались на заводы электричкой. Жить на таком расстоянии им было вполне удобно. Сегодня же местному населению приходится несладко. Добрая половина учится либо работает в центре, на Фонтане, а то и на Черемушках. Дорога забирает у людей минимум 2 часа в день. Помочь им можно, построив мост через Одесский залив, соорудив эстакаду или проложив метро. Но гораздо эффективнее просто перенаправить человеческий поток, создав дополнительные рабочие места на самом поселке Котовского.

И вот здесь выходит неувязочка. Как известно, большинство рабочих мест в туристическом бизнесе – сезонные и не требующие высокой квалификации. Это летние вакансии для студентов и трудовых мигрантов из сел. А вот для большинства горожан такая занятость – не выход.

Приходится полагаться на то, что возросшая деловая активность на поселке создаст дополнительные рабочие места в смежных сферах. В то же время, нужна политическая воля, чтобы обеспечить в этом районе сносные условия для развития предпринимательства.

Повторюсь: речь идет об экономии сотен миллионов долларов на транспортной инфраструктуре. С другой стороны, уже сегодня поселок Котовского по масштабам сопоставим с иными региональными центрами. Здесь хватает специалистов во всех сферах, а вот за качественными услугами и товарами местным часто приходится ездить в центр. В принципе, та же проблема стоит и перед другими спальными районами, чье население слишком ориентирована на «город». Большой жилмассив с населением 100-150 тысяч человек может и должен иметь высокоразвитую инфраструктуру, обеспечивающую все потребности населения, кроме, разве что, узкспециальных.

«Перенаправить» можно и тысячи местных студентов. Сегодня в Одессе два вуза, обеспечивающих многопрофильное образование – ОНУ им. Мечникова и ЮНПУ им. Ушинского. Путем объединения вузов ПедУн можно было бы сделать филиалом ОНУ, устроив туда (по согласию) преподавателей и студентов, живущих на поселке. Конечно, организационно это очень сложно сделать. Но это куда более реально и здраво, чем переносить ОНУ в Теплодар или устроить общежития для студентов гуманитарного корпуса на Паустовского — а ведь такие идеи в свое время активно продвигались руководством университета.

Возникает еще один вопрос: а что делать с туристами, желающими осмотреть Оперный театр и Пушкинскую? Думается, что отдыхающие не откажутся совершить приятную прогулку на катере до Морвокзала. И портовики будут только «за». Единственное, на что придется сподобиться мэрии, так это установка эскалатора (1-1,5 млн евро) вдоль Потемкинской лестницы, а также реконструкция станции «Одесса-Восточная» и подъездов к ней. Именно этот узел будет принимать основной поток туристов, прибывающих на поездах. Также придется устроить ряд небольших причалов по всему побережью. Но на то есть инвестор, который получает землю отнюдь не бесплатно.

На определенной стадии реализации проекта поселок Котовского и прилегающие села уместно выделить в отдельную административную единицу. То есть отделить от Одессы и Коминтерновского района. Только так можно решить вопросы земли, коммуникаций и так далее. Новый город с населением более 200 тысяч человек может интенсивно развиваться только будучи самостоятельным. От этого выиграет и «Большая Одесса». При наличии хорошего потенциала для украинских городов действует простое правило: «чем меньше денег, тем больше перспектив». Обилие средств только стимулирует коррупцию, а вот их недостаток заставляет местные власти что-то предпринимать. Не верите? Побывайте во Львове или Ивано-Франковске.

Окраина с будущим

То, что «Фонтанка-Сити» будет развиваться, не вызывает сомнений. Уже сегодня многие одесситы продают жилье в городе и покупают в прилегающих селах и поселках. Дорога на работу становится дольше всего на 5-10 минут, зато появляется возможность улучшить жилищные условия. По словам Людмилы Заболотной, работницы ОСМД дома на Нищинского, 28, за последние несколько лет только из ее высотки выехало за город три семьи.  Одесса стала слишком дорогой и неудобной для жизни, поэтому желающим переселиться нужно способствовать.

Другая тенденция — разрастание самого поселка Котовского, который уже давно вышел за административные границы города. И вторичное, и первичное жилье здесь стоит на порядок дешевле, чем на Таирова или Черемушках. Прежде всего, потому, что здесь есть свободные территории, и инвестору не приходится платить за снос существующих строений и отселение жильцов.

Итак, выделение поселка Котовского в отдельный город и объединение его с прилегающими селами позволит частично решить ряд сложнейших проблем функционирования всего города — недорого и эффективно. Во-первых, здесь есть место для гостиниц, которых так жаждут наши олигархи. Причем они могут быть удалены от крупных жилых массивов, не создавая их жителям таких неприятностей, как, например, в Аркадии. Во-вторых, развитие города и создание новых рабочих мест уменьшит транзит через Пересыпь и облегчит жизнь многим жителям северной окраины. В-третьих, удастся оживить побережье, восстановить катерное сообщение и решить проблему нехватки мест на пляжах.

Конечно, всякая концепция имеет множество сильных и слабых сторон. Их отработкой могут заниматься лишь специалисты. Но как предложение идея «Фонтанка-Сити» имеет право на существование

Михаил Мейзерский

Материал написан для ИА «Репортер»

This Post Has Been Viewed 70 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *