Десять правил урбанистики во Львове (фото)

urbanistika-v-lvove

… или 10 нехитрых штук, которые уже сделали во Львове и которые стоит повторить нам.

Сегодня по уровню благоустройства Одесса — один из лучших городов Украины. Вряд ли это большой повод для  гордости, ведь даже здесь и сейчас можно жить лучше. И если к нашему красивому и тонкому городу приклеился имидж вульгарной тетки с «Привоза», то давайте скинемся и организуем ей подтяжки, ботокс или хотя бы уговорим вести здоровый образ жизни. Запретим выходить на улицу в бигуди и халате. Это сложно, но можно. Хотя бы потому, что женщины не любят сравнений.

А сравнивать приходится. Например, когда попадаешь в самый авангардный город Украины — Львов. Он дает Одессе фору и по качеству городской среды, и по развитию туризма — несмотря на отсутствие моря и скверный климат. Чтобы не отставать, стоит обратить внимание на преимущества Львова и попробовать применить кое-что из этого в Одессе.

1. Информативность

Очень многим туристам (мы к ним не относимся) не так важно понять дух города, как сделать селфи в правильном месте. Правильное место — оно красивое и пафосное. Чтобы с губ сорвалось «вау» и подруги завидовали. Чем больше таких мест в городе, тем лучше.

Красивого у нас с избытком, а вот пафос нужно создать. Пафос древности, изысканности, статуса, мистики, фантастической любви до гроба. Оказывается (!), что для этого нужно что-нибудь сообщить об объекте, вокруг которого заплетается миф.

Гораздо лучше, чем табличка с QR-кодом (с точки зрения охвата аудитории) об этом расскажет вот такая незатейливая штука:

стенд 888Можно сделать еще лучше. Во Львове напротив знаменитого дома «Дністер» в честь его 110-летия появились стенды, интересно и подробно рассказывающие об истории здания. Разумеется, такие презентации могут быть постоянными. И очень желательно, чтобы они изобиловали нетривиальными фактами.

Например, многим будет интересно узнать, что Оперный театр стоит на колоссальной чаше из жидкого стекла, залитой хитрыми реставраторами в 1957 году во избежание размокания фундамента. То есть вот театр и он огромен. А под ним расположен невидимый (!) купол (!) еще более внушительных размеров.

Это только один из множества нетривиальных фактов об Оперном. Нетривиальных — значит более интересным, чем сводки экскурсоводов о Фельнере и Гельмере.

стенды 1DSCN0559+Наконец, нет ничего смертельного, чтобы сообщать интересные факты о ком-нибудь, жившем напротив. Так, чтобы с душой и колоритом.

2. Пешеходное пространство

В старом Львове с его камерной планировкой много улочек и площадей, занятых под кафе. Они расположены так, что не мешают пешеходам, фотографам и даже велосипедистам.

В Одессе планировка другая. Кварталы большие, а каждая улица имеет транспортное значение. Тротуары перегружены предприятиями общепита, машинами и снующими людьми. Но если мы хотим превратить несколько центральных кварталов в полноценный прогулочно-туристический район, нужно позаботиться о том, чтобы ограничить пространство автомобиля в пользу пространства для человека. Тем более, что речь идет о весьма компактном и очень перспективном районе.

Сегодня хорошее место — это место, удобное для пешехода. Поэтому стоит подумать о закрытии для транспорта некоторых участков дорожного полотна и творческом переосмыслении улиц, тротуаров, дворов. Так, чтобы человек в нашем городе отдыхал, а не шнырял между машин и людей. Во Львове это есть, и при всех своих планировочных преимуществах они молодцы, что не превратили свои улицы в стоянки.

трот 1Еще одной особенностью старого Львова являются узенькие улочки внутри кварталов, которые превратились в колоритные общественные зоны. У нас таких «коридоров» мало, а те, что есть, не используются. Тот же проходной двор на квартале между Дерибасовской, Екатерининской и Ланжероновской мог бы стать аналогом «Пале-Рояля». Но пока это весьма грязное и вонючее место.

Бывший «Луна-Парк» тоже хорошо бы переформатировать. Сейчас это укромное убежище для поцелуев, но в 2008 году градсовет всерьез рассматривал проект коммерческой застройки этого участка. И то и другое — крайности. В центре Одессы не хватает «гибких» мест, которые легко изменяют свою функциональность благодаря активности мелкого бизнеса и волонтеров. «Луна-Парк» мог бы стать именно таким «инкубатором идей».

3. Открытые дворы

Одесские дворы массово выбывают из прогулочного фонда. Они отгораживаются воротами от хулиганья и вполне милых людей, гонимых малой нуждой. Но дворы (некоторые) тоже могут быть туристическим пространством. Главное, оговорить с жильцами правила общежития и навсегда забыть о музыке. Во Львове, судя по всему, как-то договариваются.

DSCN0555У нас примером «активного двора» может служить 9-й, если не ошибаюсь, номер по Приморскому бульвару, где регулярно проходит ярмарка «Гешефт». Наверное, есть в Одессе еще несколько интересных кандидатов, которые предстоит найти и взлелеять. Определенно, такие дворы лучше устраивать там, где флигели выкуплены под хостелы.

Учитывая дефицит пространства, можно подумать о роли парадных. Некоторые одесские парадные — это настоящий музей, который нуждается в ремонте. Решить этот вопрос без ущерба для жильцов и с пользой для города можно, обустраивая рестораны на крышах домов. Такие точки могли бы стать визитной карточкой Одессы, причем отвратительное состояние окружающих крыш при желании можно скормить фотографам как «писк-чисто-одесской-няшности». Они поверят и будут рассказывать друзьям, что видели крышу, которая не ремонтировалась с 1794 года.

4. Зоны отдыха

Говоря о концепциях городского развития, необходимо вспомнить, что нематериальные активы могут быть/бывают не менее важными, чем материальные. Очевидно, например, что город, удобный для своих жителей, будет вызывать такие же эмоции у туристов. Для Одессы важно, чтобы люди приезжали к нам не только на море и не только летом. Это значительно повысит экономические показатели без дополнительных вложений в основные фонды — те же гостиницы, кафе, развлекательные заведения.

В плане формирования уютной и удобной городской среды огромное значение имеют лавочки. Во Львове это понимают очень хорошо.

лавочки 1 лавочки 25. Открытость и вовлеченность

Урбанистика в постсоветском понимании — крайне поверхностная вещь. Какие-то лидеры общественного мнения что-то там видят в Дюссельдрорфе или, скажем, во Львове, а потом пытются применить это в своем городе. Между тем, для успешного «внедрения» проект должен быть соизмерен с возможностями города и потребностями его жителей, то есть получить базис в виде социологического исследования и архитектурно-градостроительной экспертизы. Вот это и называется «урбанистикой» в цивилизованном мире.

Конечно, в Одессе для этого нет ни возможностей, ни экспертов. «Привязывать» проекты к реальности можно, вовлекая горожан в обсуждение будущего города, популяризируя урбанистику и запрос на комфортную среду обитания.

Во Львове показательны стенды на заборах реконструируемых или реставрируемых объектов. Они содержат информацию как об истории здания, так и о проекте. Этого уже достаточно, чтобы привлечь внимание к судьбам родного города.

стенды 3На фото — один из стендов презентации конкурса по реабилитации еврейских мест Львова. В конкурсе принимали участие архитекторы со всего мира. Такая открытость не только позволяет выбрать лучшее, но и мешает жюри продвигать «своих» кандидатов.

В Одессе пока все с точностью наоборот. До последнего времени большинство стратегических проектов отдавались на откуп студии «Бельэтаж» архитектора Юрия Беликова. Когда он представлял на градсовете весьма вторичный проект аэропорта, члены жюри восхищались и называли его лучшим архитектором города. Чтобы все стало на свои места, понадобилась провальная реконструкция Аркадии. Теперь многие из экспертов градсовета предпочитают на людях с Беликовым не здороваться.

стенды обсужд мощьФото выше — в тему открытости. На стенде указаны телефоны подрядчика, заказчика и проектанта. У нас для получения такой информации иногда приходится провести детективное расследование.

6. Архитектура уважения

Секрет успеха Львова очень прост: как горожане любят себя и свой город, так он и развивается. Львов развивается хорошо и в правильном направлении.

«Любят» — слово активное. Оно выражается в словах и делах, а не в инфантильной уверенности, что «эти стены еще нас переживут» и «как-то оно будет».  Активная позиция львовян сказалась на жизни всего города, а не только туристического центра.

Казалось бы: спальные районы далеко, они не претендуют на место в списке ЮНЕСКО. Но и здесь такта куда больше, чем в Одессе. Например, во Львове очень мало настоящих высоток. На весь город лишь 5 жилых комплексов имеют высоту свыше 50 метров. Это, во-первых, дань уважения духу города с его дробной планировкой, камерными масштабами и изменчивыми перспективами, а во-вторых, следствие разумной политики городских властей в вопросе выделения земли. Судя по тому, что большинство новостроев Львова имеют 5-9 этажей, этот вопрос решается деликатно.

Надо сказать, что строить дома средней высотности гораздо выгоднее, чем 18-25-этажные (как у нас). Появление таких монстров неизбежно нарушает ограниченияпо плотности застройки и связано исключительно с суммой отката, которая закладывается в смету проекта.

Львовские новострои весьма симпатичны и отличаются неплохим качеством.

дома 8 дома 17.  Исторические балконы

Не исключаю, что через пару лет дома на 5-9 этажей будут массово строится и у нас. Возможно, даже удастся разобрать по несколько этажей на высотках «Кадорра» и «Будовы» в историческом центре. Но вот от новых балконов-коробок Одесса, наверное, не избавится никогда. Уж больно распространенное это явление. А жаль. Выглядят они неэстечтично, а еще лишают наш исторический центр ощущения аутентичности. Во Львове такой проблемы нет или почти нет. Похоже, что местный ГАСК и инспекция по благоустройству здесь не дремали.

балконы 1 балконы-фасады8. Мусор по-европейски

В странах поприличней мусорные баки если и ставят на тротуаре (например, в исторических городах с плотной застройкой) то замыкают в специальную клетку. Это выглядит более-менее аккуратно, особенно если прицепить на сетку рекламу. Есть и санитарные соображения: мусор из бака не разлетается и не так быстро разлагается под палящим солнцем.

Во Львове большинство мусорников в центре города изолированы. Им бы еще симпатичные контейнеры и стало бы совсем хорошо. А еще здесь прижилась сортировка мусора. Отдельно выбрасываются стекло, бумага и пластик. Часть баков отводится для несортированного мусора.

Сортировка мусора говорит об ответственности горожанина и четком понимании, как лишний гектар городской свалки влияет на воду, которую он пьет и продукты, которые он ест.
мусор 5мусор 2+ мусор 2++9. Велодорожки

Велодорожки во Львове есть, но они не имеют транспортного значения. Дело даже не в том, что их мало. Просто ни в будний, ни в выходной день на них не наблюдается чего-то похожего на «час пик». Кстати, по украинским нормативам дорожка шириной 1,5 м. может обеспечивать проезд до 300 велосипедов в час. Львовские велодорожки пропускают от силы 15-20. Однако это не означает, что их не должно быть вовсе. Велодорожки на тротуарах активно пользуются пешеходами и точно не пропадают без дела.

велодор 2 велодор 610. Безопасность детей

Если велодорожки и сортировка мусора все еще не доступны пониманию украинцев, то надписи на асфалье «ШКОЛА» и «ДІТИ» практикуются в большинстве крупных городов. В Виннице есть, во Франковске есть и даже в Кировограде. А мы позволяем нашим автомобилистам слишком много. Кому от этого лучше? Да никому!

школа 3Михаил Мейзерский

This Post Has Been Viewed 442 Times

Комментарии

  1. Кирилл

    Разве Аркадию Беликов разрабатывал? Вроде Рева был архитектором, нет?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *