Чубаевка: Несладкая жизнь в «элитном» районе

Чубаевка занимает совершенно особое место среди одесских районов. Земля здесь стоит миллионы, счет дворцов и особняков идет на тысячи, а вот коммунальные условия остаются на уровне «каменного века». И это одинаково ужасает как финансовых магнатов на «Лексусах», так и пенсионеров, живущих на тысячу гривень в месяц…

Напор капитала

Сегодня многие исторические названия выходят из употребления. А потому будет нелишним напомнить: Чубаевка — район частного сектора, раскинувшийся  между Фонтанской дорогой, поселком Таирова и Черемушками.

Когда-то здесь было село, основанное казаками. По соседству возникло еще одна деревенька — Дмитровка. Их разделяло кладбище и озеро, существовавшее в районе  нынешних улиц Дмитрия Донского и Ромашковой. Сегодня все чаще весь этот район вместе стали именовать Чубаевкой. От былых времен осталось  старое кладбище, где еще встречаются казацкие кресты. Озеро же осушили, а на его месте в 1950-е годы возникли дачи горожан.

В последние 10-15 лет Чубаевка превратилась в один из самых дорогих районов частного сектора в городе. Она перестраивается настолько активно, что даже домов советского периода здесь осталось не так и много, а старинных почти нет. Их снесли, а на том же месте появились элитные  особняки. Казалось бы, тот же Совиньон, только в черте города. Но нет, Чубаевка – старый район со своей непростой историей и такими же проблемами…

Cовременным коттеджам и дорогим авомобилям на Чубаевке приходится уживаться с ямами на дорогах и отсутствием канализации 

Как будто после бомбежки

А неурядиц местным жителям хватает. Главный бич Чубаевки – это дороги и тротуары. Первые часто находятся в удручающем состоянии, вторых практически не существует. Одной из наиболее примечательных в данном отношении является улица Толбухина, которая тянется от одноименной площади до 9-й станции Большого Фонтана. Сказать, что дорожное покрытие здесь разбито — значит,  не сказать ничего. Яма на яме, колдобины да рытвины. Большинство таксистов старается по возможности объезжать улицу, и даже мощные внедорожники местных жителей не выглядят уверенно на этой «дороге жизни».

Улица Авдеева-Черноморского в хорошем состоянии, но небезопасна для пешеходов. Здесь им не место.

«В последний раз дорогу на Толбухина ремонтировали в советское время, в первой половине 80-х, — утверждает местный житель Алексей Митин. — С тех пор если что-то точечно и делалось, то только за деньги местных жителей. Раньше по нашей улице ходила 168-я и 259-я летняя маршрутки, а теперь перевозчики перенесли их от греха подальше на Авдеева-Черноморского.

А вот жители улицы Бригадной на невнимание власти пожаловаться не могут. Аккурат накануне последних мэрских выборов чиновники Эдуарда Гурвица уложили новый асфальт несмотря на… протесты, проживающих здесь одесситов. Люди требовали сначала решить проблему со стоками и ливневкой, а уж только потом делать дорогу. Понимали, что галочку «сделано» поставят, а дорога очень быстро поплывет. Так и произошло. Теперь на сравнительно короткой Бригадной можно насчитать более десяти крупных ям и выбоин, число которых растет с каждым днем. Нынешняя власть проблему предпочитает не замечать.

«Две несчастных ямы погоды не делают, не преувеличивайте масштабы», — сказал, как отрезал, вице-мэр Сергей Подгайный.

 

Слева — конец улицы Толбухина. Справа — начало Бригадной

В борьбе с энергетиками и… катушками

С тротуарами все еще хуже. Чубаевка является частным сектором, тротуаров общего пользования как таковых здесь нет. Будет ли проход перед забором — это, как говорится, каждый решает сам за себя. Но вот ведь беда, жители той же улицы Толбухина боятся обустраивать площадки напротив своих домов.

«Не знаю как на других улицах, но у нас есть неприятный сосед — «Одессаоблэнерго». Они постоянно что-то копают, прокладывают сети. Я лично дважды обустраивал подъезд к дому, и они дважды мне все перерывали», — сетует одессит Александр Перекитный.

К слову, энергетиков здесь очень не любят. К примеру, все новые столбы, установленные «Одессаоблэнерго» несколько лет назад, так и стоят с неподключенными фонарями. Итог — улица наполовину темная. Вообще сотрудники предприятия нередко «озоруют». Так, минувшим летом огромная катушка от кабеля выкатилась практически на середину дороги, и местные водители вынуждены были ее объезжать.  

Попробуй доберись

Как это не парадоксально прозвучит, но Чубаевка – район труднодоступный. По главной транспортной артерии, улице Чубаевской (бывшая Сельсоветская), ходят три маршрутки – №168, 127 и 146. Все они универсальные и очень продолжительные. С их помощью отсюда можно доехать на поселок Котовского, Таирова, Черемушки, в центр города, на Молдаванку, Дальние Мельницы. Но все это актуально для людей, проживающих близко к улицам Чубаевской, Авдеева-Черноморского, Дмитрия Донского и Шклярука. Из «глубинки» же приходится «топать» по проселочным улочкам и переулкам, чтобы добраться до маршрутки. Особенно затруднительно это в осенне-зимний период, когда от дождей и снега местные улицы набухают и превращаются в сплошное болото. Тяжелее всего приходится пенсионерам, для которых здесь не ходит ни троллейбус, ни трамвай. Впрочем, плотность населения на Чубаевке не очень высокая, большинство жителей обеспечено собственными авто, поэтому транспортную систему власти вряд ли станут менять.

Инфраструктура Чубаевки находится на очень низком уровне развития. Основным местом приобретения продуктов здесь являются местные магазинчики, будки и даже батискафы, где за все дерут в три дорога, под предлогом, что  «далеко ходить не надо». Разумеется, в частном секторе о торговых сетях и супермаркетах речь не идет. Что более важно, не хватает аптек. Нужно срочно лекарство? За угол не сбегаешь, там ничего нет. Руки в ноги, ключ в зажигание и вперед: на Фонтан, Таирова, или на Адмиральский проспект. 

Власть приходящая, а Музыка вечная

Что и говорить, если такое жизненно необходимое благо, как канализация, чубаевцам стало доступно относительно недавно. Прокладка первых сетей началась только в 2008-м году и продолжается по сей день. Удовольствие это крайне дорогое, поэтому далеко не все местные жители могут позволить себе отвести нечистоты «в трубу», а не в привычную выгребную яму. Впрочем, об этом можно и поподробнее.

Местная канализация, общегородской не является, а Она частная и полуофициальная. Эта канализация вроде бы и есть, а вроде бы ее и нет. Как тот вини-пуховский мед. Дело в том, что ее на свои средства проложила некая Тамара Музыка, которая на сегодняшний день является председателем комитета СОН «Чубаевка». С первых счастливых обладателей «трубы» брали по 500 долларов, однако эту таксу очень быстро удвоили.

«Мы уже в том же 2008-м платили уже 1000 долларов за право подключиться к канализации, — рассказывает местный житель Павел К. — Ждать пришлось долго, около года. Но в конечном счете мы дождались».

Каково же было изумление чубаевцев, когда в ходе одного из торжественных мероприятий Тамара Музыка горячо поблагодарила Эдуарда Гурвица за… проведение канализации в районе. Люди некоторое время повозмущались и успокоились, поскольку знали, что любая власть приходящая, а Музыка вечна. Сегодня эта удивительная женщина входит в круг общения видного «регионала» Юрия Преснова, который с легкой руки открыл на улице Октябрьской революции детскую площадку. Тамара Николаевна по-прежнему предоставляет людям возможность врезаться в канализацию. Правда, теперь это удовольствие стоит 24 тысячи гривень.

Чубаевские контрасты: район улицы Урожайной

Пустырь, китобои и жертва царизма

Это сегодня Чубаевка, несмотря на свои проблемы, является элитным частным сектором. А ведь относительно недавно она представляла собой небольшое поселение в центре огромного пустыря. Так, более-менее массовое строительство здесь началось только в 1947 году. Тогда здесь принялись возводить одноэтажные каменные дома на 2-3 комнаты, предназначенные для работников китобойной флотилии «Слава». Жившие в те годы на Чубаевке отмечают, что инфраструктура поселения не выдерживала никакой критики (кажется, мы уже это где-то слышали!). Потребность в ремонте хозяйственных домашних вещей вынуждала народ ехать в центр города, ведь в мастерских на 7-й и 10-й станциях Большого Фонтана занимались почему-то только починкой примусов.

Массовая же застройка района началась в начале 60-х, когда часть частного сектора отправилась под снос, а на его месте выросли «хрущевки». Так появился поселок Судостроителей, расположенный вдоль Адмиральского проспекта.

К слову, именно на Чубаевке в 1878 году в Одессе впервые был расстрелян человек. По приговору суда смертный приговор получил «народник» Иван Ковальский, выступавший против действующего режима и якобы готовивший покушение на царя…

Аркадий Безуглый

Материал написан для ИА «Репортер»

This Post Has Been Viewed 34 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *