Зеленый пояс в центре Одессы: опыт Атланты

15-ATL-BeltLine

Фото взято с официального сайта Atlanta BeltLine

Центр Одессы отрезан от окраин железной дорогой и промзонами, которые сегодня окончательно превратились в депрессивные территории. Географически они расположены очень выгодно, но их освоению мешает отсутствие инфраструктуры и тягостная атмосфера заброшенности.

В конце ХХ века подобная ситуация сложилась и во многих городах Европы и Америки. В некоторых случаях «промышленное кольцо» было успешно интегрировано в городскую систему. Как правило, за счет реконструкции предприятий в деловые кварталы, жилые и общественные пространства.

Отдельно стоит отметить опыт Атланты, где реабилитация района железной дороги отталкивалась от создания системы парков, соединенных прогулочной аллеей. Близость комфортных зеленых зон заинтересовала девелоперов, занимающихся развитием жилой и коммерческой недвижимости. В результате, депрессивный район полностью преобразился.

Опыт Атланты в перспективе может быть полезным и для Одессы. У нас на промзону приходится почти четверть территории города, причем железная дорога проходит в непосредственной близости от исторического центра и связывает его с удаленным поселком Котовского.

Вынос вокзала за пределы города, интеграция железнодорожной колеи в транспортную систему Одессы и развитие вдоль нее жилых, коммерческих и парковых зон могло бы снять ряд острых вопросов городского развития, таких как дефицит территорий, нехватка зеленых насаждений, перегруженность исторического центра или необходимость строительства метро.

Возможно, в случае с Одессой это кажется фантастикой, но в Атланте произошло именно так. Старое промышленное кольцо, прежде отделявшее центр от пригородов, полностью интегрировалось в городскую систему, став эталоном качественной среды.

Atlanta BeltLine — зеленый пояс роста

2014_03_totm_atlanta-beltline-cyclists-walkers

Фото взято с официального сайта Atlanta BeltLine

Атланта – это столица штата Джорджия и крупнейший международный деловой центр. В течение рабочей недели в Атланте находится около 5 миллионов человек, которые проживают как в самом городе, так и приезжают из пригородов, население которых в 10 раз превышает численность населения самого города.

Наряду со стремительным увеличением экономической инфраструктуры города и его населения, стала остро ощущаться необходимость развития социальной инфраструктуры, которая бы обеспечила жителям комфортное пребывание в городской среде. Для решения этой проблемы был построен Atlanta BeltLine – зеленый прогулочный и велосипедный пояс вокруг центральной части города, протяженностью в 35 км. Он не только создал новую зону отдыха для горожан, но и способствовал реабилитации депрессивной промзоны, улучшению работы транспортной системы, развитию бизнеса и строительству доступного жилья.

Atlanta BeltLine изначально представлял собой проект, разработанный в магистерской работе студента Института технологий Джорджии Райана Гравелла в 1999 году.

16143961_1060172357439265_672489550_n

Фото Райана Гравелла с его лекции «How an old loop of railroads is changing the face of city» на платорме TED

В 2000 году, найдя единомышленников, Гравелл стал активно продвигать свой проект, стучась в двери городских и бизнес структур. Строительство Atlanta BeltLine получило поддержку среди представителей власти и бизнеса. В 2004 году исследование, заказанное тогдашним мэром Атланты Шарли Франклином,  показало, что проект окупит 60% своей стоимости.

 ABL Overview Broch Outside hires

Фото взято с официального сайта Atlanta BeltLine

Это означало, что его финансирование не станет дополнительной нагрузкой на налогоплательщиков. Уже в 2005 году мер Атланты создал Atlanta BeltLine Partnership (перевод – Партнерство Atlanta BeltLine) с целью привлечения финансирования из приватного сектора и поддержки проекта среди населения. Тогда же проект был согласован со всеми государственными структурами и общественными организациями.

В 2006 году Партнерство составило и прописало план строительства Atlanta BeltLine на ближайшие 5 лет. План предполагал привлечение для строительства 10000 жителей Атланты и 427 миллионов долларов. Документ был принят городским советом Атланты в июле 2006 года, после чего началась реализация проекта.

Учитывая масштабы Atlanta BeltLine и ресурсы, необходимые для его реализации, был создан специальный комитет, который занимался налаживанием связи частного и государственного отделов, привлечением общественности. Стоит отметить, что город активно способствовал выполнению проекта, помогая выкупать частные территории, необходимые для его реализации.

IMG_3054_NEXTGEN

Фото взято с официального сайта Atlanta BeltLine

В 2007 году Метрополитен Атланты одобрил строительство ветки наземного метро вдоль пешеходной части пояса. Для этого было выделено 300 миллионов из федерального бюджета. В том же году Atlanta BeltLine открыла для пешеходов дорогу, соединяющую 45 микрорайонов. И тогда же был запущен проект по возведению в прилегающих кварталах доступного жилья.

Жилищное строительство вокруг Atlanta BeltLine началось в 2010 году и уже через год было сдано 46 домов эконом-класса.

IMG_5837-development

Фото взято с официального сайта Atlanta BeltLine

В 2013 году вдоль пути были размещены пункты полиции. Всего на Atlanta BeltLine работает 18 полицейских , причем все они – военные ветераны. Передвигаются полицейские на своих двух, лошадях и велосипедах.

police

Фото взято с официального сайта Atlanta BeltLine

 В последующие годы продолжалось строительство наземного метро, проведение выставок, публичных занятий фитнесом, пробегов.

Вдоль Atlanta BeltLine проходит трамвай, соединяющий районы города. Это позволяет системе быть центром притяжения для многих горожан.

December 31, 2014 Atlanta - Shelby Jones (right) and her brother Dalton wait at the Centennial Olympic Park stop as an Atlanta Streetcar pulls up on Wednesday, December 31, 2014. Each streetcar can hold up to 200 riders. The new service takes about 30 minutes to make a round trip for each of the 12 stops. JONATHAN PHILLIPS / SPECIAL

Фото взято с официального сайта Atlanta BeltLine

Сейчас вдоль дороги открыто уже семь парков. По их периметру располагаются новые деловые зоны.

DSC_0306_nextgen_John-Becker

Atlanta BeltLine 4th Ward Park Dedication June 18, 2011 photos by Christopher T Martin www.christophertmartin.com

Фото взято с официального сайта Atlanta BeltLine

 Проект планируют завершить к 2030 году. К этому времени создатели Atlanta BeltLine планируют создать:

— замкнутое пешеходное пространство протяженностью в 35 км;

— парки, занимающие 1,300 акров;

— 5,600 единиц доступного жилья;

— 1,100 акров полезных площадей на месте старых заброшенных промзон;

— 30000 постоянных рабочих мест;

— 48000 временных рабочих мест;

— 10-20 миллионов долларов прибыли;

— развитие стрит-арта.

Вероника Владимирова

Михаил Мейзерский

This Post Has Been Viewed 601 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *