Как постигать психологию: ректор киевского института выступил с напутствием к будущим коллегам

Ректор Киевского института современной психологии и психотерапии Михаил Пустовойт рассказал студентам-первокурсникам о том, как и зачем изучать психологию. Его речь показалась нам важной и интересной, потому публикуем ее полностью:

a8ed4db604

Михаил Пустовойт

«Уважаемые господа студенты, если Вы пришли к нам получить второе высшее образование, значит, я не сильно ошибусь, если скажу, что Вы стремитесь ответить на три извечных философских вопроса: 1. Откуда я пришел? 2. Кто я такой? 3. И куда я иду?

В древние времена в поисках ответов на эти вопросы люди совершали паломничество в святые места, искали духовных учителей, вступали в религиозные и тайные ордена. Эти поиски отображены в дошедших до нас мифах и легендах. Гонимый страхом перед своей судьбой Эдип встречает Сфинксу, которая задает ему загадку: «Кто утром на четверых, днем на двух, а вечером на трех?» — все путники не способные ответить на эту загадку сбрасываются в Тартар. Разглядевший в загадке Сфинксы три возрастных периода человека – детство, зрелость и старость, — Эдип начинает свой тернистый путь познания, и одновременно расшифровывает скрытый в загадке духовный закон: человек, не осмысляющий самого себя и свой жизненный опыт, «сбрасывает свою жизнь в Тартар»…

Позже, Вольтер сформулирует это прямо и лаконично: «Кто не видит возможностей своего возраста — обречён на страдание». Познав самого себя, Эдип лишает себя глаз, но обретает зрение духовное — мудрость, позволяющую ему разбираться в людях и «отличать свет от тьмы». Его тело становится благословенной реликвией, приносящей процветание земле в которой он пожелает быть захоронен — Афины становятся центром эллинистической цивилизации.

Реверсивную перспективу философских преданий о духовном перерождении Эдипа, мы находим в мифе об Аргонавтах: наследник иолкского престола Ясон отправляется вместе с друзьями — прославленными греческими героями — в далекую Колхиду в поисках золотого руна, должного обеспечить процветание его родному городу, а также его право на престол. Мужество Ясона и его команды, соединенное с любовью и знаниями Медеи, позволяют ему завладеть желанным трофеем, и, кажется, гарантируют счастье и достаток его родной земле и его семье.

Однако, стремление к мирской власти и богатству берет верх над иными человеческими качествами Ясона. Став на путь духовной деградации, он в итоге теряет семью, детей, почет своих сограждан и умирает бесславной смертью в воспоминаниях о своем героическом прошлом.
Ту же идею духовного восхождения и/ или духовного нисхождения мы находим в Ветхом Завете в тексте о Лестнице Иакова, в серии средневековых легенд о Рыцарях Круглого Стола и Священном Граале, в алхимических трактатах о философском камне. Проведя многие годы в поисках священного Грааля, рыцари осознают, что Грааль — это не конкретная вещь приносящая благо ее владельцу, а состояние духа, это дружба и вера в высокие идеалы – собравшие их вокруг Круглого стола и, хотя бы на мгновение, изменившие их жизнь и весь этот мир к лучшему. Точно также алхимический философский камень – это не магический артефакт, способный превратить металл свинец в металл золото, но любовь способная прикоснувшись к человеку-свинцу, преобразить его в человека-золото и сделать этот мир прекрасным.

Вы, наверное, спросите к чему я Вам рассказываю о мифологии и средневековой литературе. На это у меня есть два разных ответа. Первый состоит в том, что психология — как наука о поведении человека, которая возникла на стыке культуры и естественных наук. Поступки невозможно интерпретировать вне культурального контекста, а мотивы — вне научного отношения к природе человека. В качестве второго ответа, я хочу привести мысли одного из главных героев романа «Доктор Фаустус», моего любимого писателя Томаса Манна: «Соотношение человеческого знания к незнанию в различные эпохи остается одним и тем же, меняются только области знания и не знания…»

Надежды, возлагаемые сегодня учеными на картографирование генома человека и генную инженерию, сопоставимы с поисками священного Грааля или философского камня средневековыми мыслителями. И хотя поиски наших предшественников не принесли ожидаемых результатов, они все же взрыхлили почву для рождения современной научной химии и европейского конституционного права. Точно также современная генная инженерия вряд ли сумеет стать правдивой панацеей от болезней или создавать аватары наших тел, но она обязательно принесет свои плоды, прикладное значение которых предстоит осмыслить следующим поколениям.

Дабы уверовать в, на первый взгляд, столь простые мысли, человеку нужно проделать очень длинный путь. И не столько потому, что люди склонны идеализировать непонятное и верить в чудо, пренебрегая при этом близким и доступным, сколько от того, что вначале всегда нужно обрести реальный опыт и, лишь затем, извлекать из него саму суть. Это же касается профессионального опыта: независимо от интенсивности и качества учебной программы, образование психологов и психотерапевтов невозможно «поставить на поток». Для становления профессиональной идентичности, так же как для рождения новой научной парадигмы, необходимо время. Прибегнув к эзопову языку, можно было бы сказать: «Девять женщин за один месяц ребенка не родят…»

Поэтому концепция нашего института состоит не в том, чтобы в максимально сжатые сроки сделать из Вас дипломированных–ремесленников, а в том, чтобы создать необходимые условия, в которых каждый из Вас найдет свой собственный Путь и своим собственным темпом будет двигаться по этому пути, постепенно обретая добротную профессиональную идентичность, а с ней и уверенность в себе.

This Post Has Been Viewed 118 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *