ДеСоветизация здорового человека

block_2

Украина находится в процессе десоветизации уже двадцать пять лет. Но все никак не перейдёт в стадию формирования собственных, никем не насажденных ценностей. Этот провал связан, прежде всего, с сопротивлением украинцев десоветизации. Но,  чтобы лучше понимать почему же наследие СССР не  теряет для нас своей актуальности, стоит разобраться с тем, что же из себя  представляет “монстр”, с которым мы так безуспешно боремся.

Нынешняя десоветизация направлена на искоренение внешних проявлений минувшей эпохи, таких как: пропагандистская литература; политкоррекция исторических очерков; изменение пространства населенных пунктов на советский манер, путем установления памятников, переименование улиц, планирование публичного пространства; создание культа Великой отечественной войны. Но штука в том, что вышеперечисленное относится к симптомам эпохи красных, ни в коем случае не к ее причине. Причина же заключается в ментальности, которую саркастично назвали Homo Soveticus.

Выходит, бороться нужно не с бронзовыми статуями Ленина, а с самим собой. Для этого необходимо иметь четкое представление о качествах пресловутого Homo Soveticus,  и качества, того, другого, к которому необходимо прийти. Назовем его Homo Sapiens Liber, что дословно означает Человек разумный свободный.

Homo Soveticus, как показывает опрос группы “Рейтинг”, один из наиболее распространенных видов в Украине, занимающий 36% от общевидовой представленности (и это не учитывая окупированной части Донецкой и Луганской области!). Ему характерны такие черты характера, как повышенная конформность, упрощенность и иерархичность мышления, безответственность, двойные стандарты наравне с постоянным недовольством и желанием “украсть хоть что-то с работы”.

«Царь» такого человека не в собственной голове, а в Кремле или в Киеве. “Царь” дает указания, несет ответственность за жизнь Homo Soveticus. Одновременно он является как объектом поклонения, так и объектом ненависти. И пока он удовлетворяет потребности, обеспечивая более или менее комфортные условия для существования, Homo Soveticus согласен с ним мириться. Последний, собственно, согласен на все, чтобы как можно подальше убежать от свободы, то есть ответственности за собственное бытие.

Эдакий микс инфантильности, суггестивности и алогичного, деобьективизированого мышления. Именно представленность всего вышеупомянутого в личности индивидуума, приводит к ошибкам в мышлении, которые делают “красную” эпоху такой желанной.  И стоит понимать, что без изменений в глубинной личностной структуре, никакие ленинопады не вытянут нас из “Совка”. Homo Soveticus — человек-не-свободный, сделавший экзистенциальный выбор быть таковым.

Для Homo Sapiens Liber же, имманентны иные качества и принципы. Прежде всего, он руководствуется принципом свободного выбора, как единственно достойного выбора. Выбора, который обрекает его на ответственность и, возможно, одиночество. Это последнее отрезает его от мира теплой приемлимости и конформизма. Homo Sapiens Liber пользуется рефлексивным, критическим мышлением, Он пытается жить согласно принятым самим собой идеалам, стремясь максимально к ним приблизиться, чем убирает двойные стандарты. Это человек образованный в сути своей, который является воплощением “гуманизма в человеке”, и принимает, интегрируя, как черное, так и белове в себе и окружающих.

К сожалению, процент Homo Sapiens Liber еще не достиг критической массы, которая бы смогла изменить стандарты жизни нашего общества, и, следовательно, отказаться от культуры Homo Soveticus. И для воплощения в жизнь проекта Homo Sapiens Liber необходим ряд преобразований. Основным направлением этих реформаторских настроений, должны стать образовательные учреждения. Иными словами, вся система образования должна быть изменена. Я имею в виду внедрение новых стандартов, которые принято называть “Европейскими стандартами образования”. Также, люди, которые становятся примерами для подражаний, должны быть людьми этого стандарта.  Т.е достойными символами нашей, новой эпохи, которая не просто изменит цвет режима, который в сути своей так и остается тоталитарным, а позволит создать новые, никем не навязанные, смыслы. А последнее возможно лишь при условия признания прежде всего, себя, что включает нашу ментальность, историю, национальный характер, и, конечно же, наши “проколы” и темные пятна истории. Это ознаменовало бы переход к качественно новому уровню сознания, которое как сказал кто-то из великих, определяет бытие.

Значит, пока не будет изменена структура мышления людей, никакие падающие Ленины не десоветизируют наше общество. Поскольку такие действия являются лишь устранением симптомов, не более. Работа же на системное изменение мышления, т.е работа с причиной — дело последовательности, выдержки и многих лет.

Veronika Vladymyrova

This Post Has Been Viewed 164 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *