Пластмассовый мир одесской журналистики

журналистика в Одессе

Сегодняшнее поколение «мастеров» пера главред журнала «Огонек» Виктор Лошак называет «пластмассовым». Мол, от настоящей журналистики осталось лишь название, своих функций она не выполняет, а смотрит на мир сквозь компьютерный монитор и компонует информацию из Интернета. И какой-то личной обиды в этом нет. Обидно за всю сферу СМИ в целом, а также за деградацию большинства населения стран СНГ.

А как было до нас? Виктор Григорьевич говорит, что раньше журналисты информацию добывали, проходя огонь, воду и медные трубы, писали «живые» материалы, а не мониторили сайты информагентств и других изданий, интерпретируя по-своему найденные факты. Он говорит: «Профессия нуждается в переименовании». Почему так случилось? Неужели дело только в техническом прогрессе, который распускает еще относительно недавнюю четвертую власть?

Дело в… образовании?

Для примера возьмем наш факультет журналистики ОНУ. Он почему-то пользуется особенной популярностью среди выпускников школ. Не знаю, почему так, или одной мне эта профессия кажется далеко не самой перспективной в украинском контексте?

Конечно, можно допустить, что желающие действительно хотят научиться сему ремеслу, несмотря ни на что, и уже видят себя репортерами на ТВ и редакторами изданий. Но что же сказать об остальных, которых со СМИ связывает только место обучения и засыпанная некогда популярными мемами о циничном журналисте стена в контакте?

На факультет может поступить каждый, требуется лишь пройти творческий конкурс. Для непосвященных это таинство состоит в написании материала в любом жанре (откуда абитуриенту знать эту специфику, он ведь и поступает как раз для того, чтобы научиться). Но людей «знающих» не смущает такая конкурсная преграда, и все проходит в лучших традициях нашей системы образования. Результаты соответствующие.

Очевидно, «пластмасса» рождается там, где правильно написать слово «политЕка» или «серьЙОзный» становится почти невыполнимой задачей. Конечно, бывает даже лучше, когда такой журналист сделает работу грациозным движением пальцев ctrl + c и ctrl + v и не будет травмировать ни своего, надеюсь, грамотного редактора, ни читателей.

Журналистское образование у меня всегда ассоциировалась с чем-то очень интересным и свободным. Удивлением стало то, что на ряд тем, вроде взяточничества в вузах, писать нельзя. Говорить то, что думаешь и делать то, что считаешь нужным – тоже: как минимум, будет выговор. Что же остается? Писать о празднике в зоопарке или однообразных пресс-конференциях? Ведь действительно волнующие явления остаются в рамках негласной цензуры, и, увы, «работа не делает нас свободными», а учеба – тем более. Бывший Министр культуры РФ Михаил Швыдкой когда-то заявил: «Дело не в том, что надо хорошо учиться, надо учиться думать». Ссылаясь на то, в каком духе сейчас обучают журналистов, можно дополнить Михаила Ефимовича: «… надо учиться думать так, как надо».

…Или в образе жизни?

С ускорением темпа жизни не отстает по скорости и журналистика – чтобы успевать за событиями, она переходит в он-лайн режим, следовательно, упрощает и подачу информации, и ее форму. Нас учат писать простыми предложениями, общедоступными словами об актуальных вещах для целевой аудитории. Дидактическая функция журналиста находится под угрозой. Материалы – либо информационные, либо развлекательные, от аналитики, серьезных текстов и культурных программ общество постепенно отвыкает. «Приди, и я все упрощу», – то, что надо.

Уже упомянутый Михаил Швыдкой приводил следующую статистику: 10 % россиян ходят в театр, 2,5-3 % – в музеи, 1 % – в филармонию. Вряд ли в Украине ситуация лучше: по данным GFK Ukraine, только половина наших соотечественников прочитала хотя бы одну книгу в течение последних трех месяцев. Что же делать: стараться для небольшого сегмента аудитории или же потакать большинству в его деградации? Некоторые преподаватели вышеупомянутого факультета говорят, что профессия журналиста и редактора не нужна теперь вовсе – зачем, если любой, у кого есть информация, может опубликовать ее в сети, пусть безграмотно и неструктурированно, но быстрее всех. Приоритет простоты и скорости настолько захватывает, что профессиональные тексты уходят на второй план, а получение специального образования становится вовсе бессмысленным делом. На фоне этого хороший журналист, добросовестно выполняющий свой долг качественно информировать и — в хорошем смысле — воспитывать аудиторию, может показаться настоящим революционером, которого, вполне вероятно, уволят. И это в лучшем случае.

А теперь представьте нас, толпу начинающих журналистов, связанных канатом с надписью «цензура». На наших головах – детские разноцветные пластмассовые ведерки, а в руках – транспаранты с изображением хохочущего «Циничного журналиста». И мы требуем: «Переименуйте нас! Настоящие журналисты так не выглядят!». Ха-ха. Все-таки это забавно.

Анастасия Бойченко

This Post Has Been Viewed 19 Times

Комментарии

  1. Груня

    Бог с ним, с конкурсом. Оттуда почти все нормальные преподаватели сдымили. Вот в чем беда

  2. Юра

    Как выпускник упомянутого факультета заявляю: там царствуют Тупость, Лень и Немыслимое Взяточничество. И это касается не только руководства, но и студентов. Что сказать о некоторых магистрах, которые даже грамотно писать не могут!!! а достойных студентов — на заочку в лучшем случае. что творится во время вступительных, госах, защите диплома.. так это вообще…в том и грусть, что поступить может «каждый», кто заплатит. из хороших преподавателей осталось человек 5, которых и то «уйдут». о техническом оснащении вообще молчу, как и об учебной программе: ходите на пары, которых вам не проведут, зато будет «окошко, какая радость ничего не делать», прослушайте уйму совершенно ненужных для журналистов предметов.

      1. Денис

        Саша, а для журналиста/издателя есть более важный предмет, чем АСТРОНОМИЯ? нынче студенты платят не за образование, а за «книжечку» и обе стороны в шоколаде: в голове пусто? не ходишь на пары? Не беда, главное, чтобы платил исправно, на кондиционер скинулся и на день кафедры явился

      2. Юра

        не знаю, я уже отучился. хотя вполне возможно. в прошлом году ребятам на 4 курсе читали историю Украины

  3. Михаил Мейзерский

    Очень печально читать эти комментарии и понимать, что возразить нечего.

  4. Георгий Рябой

    Система есть система. Плохая, злая система есть только в сказках, там, где вообще и есть зло. Там, где нет политической цензуры, есть цензура экономическая. Посмотрите на Британию, Сингапур, США. Выходить протестовать против плохой системы — дерьмо. Потому что вы сами в этом дерьме сидите и говорите: вот дерьмо. И комментаторы с вами согласны: да, дерьмо. И вы счастливы: вот какой хороший материал, одни позитивные комментарии.

    Протестуйте против конкретных проявлений системы, которые касаются вас лично. Так вы, во-первых, будете убедительней, а во-вторых, пойдёте до конца.

    Протестуйте против личностей. Систему нельзя перекроить, но можно изменить вектор, который ей дают возглавляющие систему личности. Что, Майдан изменил систему? А что Майдан изменил? Сверг Януковича, который вёл нас в ТС. А система какой была, такой и останется. Проведите хоть десять майданов. Вы поменяете только личностей, и в этом суть всех изменений на свете.

    Становитесь личностью, меняйте систему под себя. Что такое Ильичевск? Грудка корумированных чиновников? Нет. Ильичевск — это Хмельнюк. Мэр, который построил терминал, аналогов которому нет в Европе. Что такое Львов? Львов — это Садовой. Отец птяерых детей, у которого средний возраст людей в команде 24 года. И ему плевать на херню у власти. Его город — оплот Европы, там уже сделаны десятки километров велосипедных дорожек, созданы все условия для развития IT-сферы.

    Пока вы будете ныть, вы не станете личностью. Го работать. И я хочу в следующий раз, когда открою этот сайт, видеть отчеты о проделанной работе, а не нытьё. У вас всё для этого есть, в первую очередь — Миша.

  5. Pingback: Что не может дать специальность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *