Велодорожки: полезен ли Одессе опыт Черноморска (фото)

velodorozhki-chernomorska-foto

Первым городом на юге Украины, внедрившим велодорожки в свою уличную сеть, стал Ильичевск. Это размеченные полосы шириной 1-1,5 метра на проезжей части улицы Корабельной, на тротуаре вдоль  улицы Ленина  и в некоторых других местах. Давайте рассмотрим, как функционируют велодорожки Черноморска и какие возможности они создают для транспортной системы.

IMG_9599Первое, что бросается в глаза — отсутствие велосипедистов, даже когда на улицах полно людей. Кстати, во Львове, где для велодорожек местами обустроили специальные разделители между полосами, ездоков тоже немного. В данном случае разметка тротуаров и улиц несет психологический посыл: велосипедист — полноправный участник уличного движения. И действительно, многие пешеходы избегают ходить по велодорожкам.

IMG_9600Учитывая незначительность велотрафика, решение городских властей использовать для велодорожек существующую инфраструктуру, а не создавать новую было правильным. Тротуар по улице Ленина состоит из двух дорожек — велосипедистам отдали узкую. В отличие от одесских, тротуары Черноморска не забиты мафами, их не прерывают ни деревья, и столбы ЛЭП. Обустроить их было несложно.

IMG_9606В принципе, такой город, как Черноморск располагает к тому, чтобы население активнее пользовалось велосипедами не только в спортивных целях, но и для каждодневных перемещений.

В городе небольшие расстояния — максимум 2,5 км и 7-8 км, если учесть ближайшие села и припортовые предприятия. Здесь достаточно широкие дороги и нет таких проблем с автотранспортом, как в Одессе.

Транспортная сеть Черноморска логична, без «тупиков» и «бутылочных горлышек», которые способствуют скоплению машин и людей. Все эти преимущества особенно очевидны в сравнении с Одессой.

Например, связать Таирова с центром посредством велодорожек — уже проблема. Если прокладывать ее через частный сектор Фонтана, придется столкнуться с отсутствием тротуаров и узостью проезжей части. Уличные сетки двух районов плохо согласованы. С другой стороны, при выезде на Скоростную задачу усложнят узкие тротуары и явная неуместность велосипеда на проезжей части, где машины по несколько часов в день простаивают в пробках. Остается только вариант Люстдорфской дороги.

Он же представляется оптимальным и для жителей Черемушек. На первый взгляд, идеальное место для велодорожки — зеленая полоса Адмиральского проспекта. Это так, но на 5-й Фонтана начинаются непреодолимые препятствия — узкие тротуары по Фонтанской дороге и Черняховского, трамвайные колеи с опорами ЛЭП посредине, запаркованные обочины дорог. Даже найдя желанный доступ к парку Победы по пути в центр велодорожка натолкнется на узкие, частично занятые парковками и мафами тротуары проспекта Шевченко в районе Шампанского переулка. Они и с пешеходным трафиком справляются плохо.

Самое неприятное, что для решения этих вопросов и устранения препятствий придется перепланировать проезжие части дорог, «просить» мафы и стихийные парковки. Одним словом, обустройство велодорожек требует коренного пересмотра всей жизни одесских тротуаров. Оно, безусловно, назрело давно, но в свете ограниченности городского бюджета вряд ли может претендовать на звание ключевой инфраструктурной проблемы. Тем более, что в Одессе, как и почти во всех крупных городах советской застройки, велосипед не может быть значимым фактором транспортной системы.

Другое дело — развивать велодорожки как сеть маршуртов, обслуживающие жилмассивы. Без дополнительных затрат, по мере планового ремонта внутриквартальных проездов и тротуаров они могут стать эффективным средством связи между группами жилых домов с одной стороны и школами, рынками, зонами отдыха — с другой. Такая же система может развиваться и в Черноморске — городе, который приспособлен для велотранспорта гораздо лучше Одессы, но пока не раскрыл имеющегося потенциала.

IMG_9572 IMG_9574 IMG_9604 IMG_9607

This Post Has Been Viewed 210 Times