Немного о такте в архитектуре Одессы

arсhitektura-odessy-urbanistika

Часто говорится о том, что новые здания в центре Одессы плохо вписываются в историческую ткань города. Это вообще сложная проблема современной архитектуры – как сочетать старое и новое. Особенно, если старое очень красиво.

Пожалуй, главная ошибка одесских архитекторов состоит в том, что они стремятся придать зданиям столь же нарядный вид, работая при этом с куда большими масштабами. В новых пропорциях декор получается слишком массивным, само здание выглядит нарочито и навязчиво. Одним словом – «выскочка».

DSCN8774Куда лучше с проблемой архитектурного такта в исторической среде работали советские мастера. Да, у них были другие возможности. Сапог той системы давил не так сильно, как сегодня – сапог псевдокапитала. К слову архитекторов прислушивались.

Советская практика сформулировала следующее правило: Новое должно продолжать старое, сохраняя при этом специфику своего стиля и времени.

Продолжать – значит повторять объем и, главное, ритм (на примерах ниже мы увидим, как это важно). Желательно, чтобы при этом соседние здания сочетались или совпадали по цвету, но новое должно быть на несколько тонов бледнее.

Простое правило. Посмотрим, как оно применялось в Одессе.  Вот здание Мореходки на углу Осипова и Успенской. Оно логически продолжает дореволюционный жилой дом, практически сливается с ним. Образ этой пары был бы крайне невыразителен, если бы не изогнутая форма Мореходки, образующая небольшой палисад с деревьями.

DSCN8770Очень органичным получился переход от старого к новому корпусу школы №117. Эффект в полной мере достигается неразрывностью рядов окон. Отказ от цветной штукатурки здесь вполне осмыслен.

Недостаток здания — слишком большая протяженность. Возможно, стоило как-то обыграть силуэт на другом конце квартала.

DSCN8772 DSCN8773В центре Одессы немного зданий 60-80-х годов. К тому времени эта часть города уже сложилась как зона сплошной застройки без разрывов.

Более просторные города Украины давали большее пространство для эксперимента. В особенности это касается провинциальных столиц, не отягощенных историко-архитектурным багажом и амбициями.

Следующий пример – из Черкасс. Силуэт дореволюционной гостиницы «Славянская» — один из символов города. Достройка к нему требовала высочайшего умения и чувства такта. Наверное, вы догадываетесь, как решили бы эту задачу в Одессе.

DSCN8427В нашем случае архитектор сдублировал ритм вертикальных делений старой постройки, придав им новую форму и динамику. Он не стал играть с образом башенки – любая попытка превратилась бы в фарс – а принял решение добавить этаж в высоту.

DSCN8433Правильно выбран и цвет фасада. В итоге, получился интересный образец «брежневского конструктивизма», который органично встал рядом с изысканной неоготикой. Сегодня для полного единства противоположностей новому зданию не хватает только ремонта.

Конечно, «объемно-ритмический» подход советских архитекторов – не единственный возможный. В мире много примеров, когда новое, напротив, является вызывающим. Но при этом оно оказывается таким же памятником архитектуры, как и столетние дома по соседству. На фото – знаменитый «Танцующий дом» Фрэнка Гери в Праге. Кстати, при всей своей оригинальности он – равноправный участник городской застройки.

23_gehry_06PS. Тактичность и актуальность новой застройки — вопрос очень острый. Что поделать, если даже с уместностью у нас как-то не разобрались. На фото — «неповторимый» силуэт Киево-Печерской лавры. Башню на заднем плане с большой долей вероятности снесут, когда в Украине образуются государство, рынок и демократия.

DSCN8622Михаил Мейзерский

This Post Has Been Viewed 99 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *