Почему расширение порта — тупик для Одессы

Новые экономические условия, сокращение грузооборота в портах Украины, конкурентные преимущества портов стран Евросоюза, входящих в Черноморский бассейн, потеря транзита из Российской Федерации, общий износ портового оборудования, экологические последствия хозяйственной деятельности — все это является предпосылками для разработки новой стратегии развития морехозяйственного комплекса Украины и портов Большой Одессы в частности.

Сложные имущественные отношения в морских портах, внутрипортовая и межпортовая конкуренция у различных экономических фигурантов вносит неразбериху и приводит к потере грузопотока. В итоге потребитель выбирает лучшие условия, что и показывает рост грузооборота в румынской Констанце (55 МТ) и уменьшение его в портах Украины.

Максимальный грузооборот Одесского морского торгового порта в советский период был в 1989 году – 31 МТ. С распадом СССР грузопереработка в порту резко сократилась, более чем в два раза. Рекордные показатели ОМТП в Украине были в 2008 – 34,56 МТ, но стоит отметить, что номенклатура грузов изменилась в сторону перевалки сырьевых ресурсов. За 2016 год объем перевалки через Одесский порт составляют 25,3 МТ.

Ограниченные возможности Одесского морского транспортного порта, зажатого городом, и возникающие противоречия на линии соприкосновения город-порт в советское время понимали не только градостроители, но и специалисты морской отрасли. Начальник ЧМП Данченко А.Е. в 1956 выдвинул идею вынести из центра города навалочные грузы на Сухой лиман. Идею поддержали городские и республиканские власти. Так родился Ильичевский порт. Ильичевский (ныне Черноморский) МТП был построен на Сухом лимане в 30 км от ОМТП именно для переноса навалочных грузов. Усилиями Данченко А.Е хозспособом были построены Ильичевский, Белгород-Днестровский, Южный МТП.

Объекты инфраструктуры портов являются дорогостоящими сооружениями. Их создание, модернизация и реконструкция требуют привлечения значительных средств. К сожалению, порты Украины не располагают такими средствами, а государственная поддержка всех портов экономически нецелесообразна.

На балансе АМПУ содержатся 263 причала общей протяженностью 40 км, грузооборот 13 портов Украины составил 131 МТ. Для сравнения порт Роттердама имеет 57 км причалов и грузооборот 477 МТ.

В планах Администрации морских портов Украины на 2017 год в порту Одесса — реконструкция причала №7 (для компании «Металзюкрейн»), а также строительство причала №1-з, для компании «Бруклин-Киев».

Причал №7 планируют реконструировать за 28 месяцев, объем инвестиций — 1 млрд грн. Проектная глубина — 13,5 м, расчетное судно DWT — 70 тыс т.»

Несложно подсчитать, что обладая значительной причальной инфраструктурой, государство имеет в три раза меньшую эффективность по причальному фронту. Украина обладает удобными, закрытыми от моря лиманами, где расположены порты Южный и Черноморский, но вбухивать миллиард гривен государственных средств надо именно в 360 метров причала под парком Шевченко в Одессе, под еще не существующий терминал частного инвестора, увеличивая проблемы миллионного города от перевалки навалочных грузов.

Существующие глубины в портах Южного и Черноморского позволяют принимать большие суда (Capesize). Задекларированные возможности только порта Южный почти равняются всему существующему грузообороту Украины — 120 МТ! Есть ли необходимость наращивать мощности зерновых терминалов в центре города-миллионника?

Увеличение перевалки зерна в центре Одессы противоречит мировым тенденциям. Более 100 крупных городов мира вынесли грузовые порты из центра, получив при этом значительные экономические успехи, как для города, так и для порта.

в тему: Все что нужно знать о переносе Одесского порта

Пояснения к инфографике: Слева действующие зерновые терминалы и уже построенные фундаменты под новые силосы на Карантинном молу. Справа 7-й причал и проект, находящийся на согласовании в МИУ. По центру судно с дедвейтом около 50 тысяч тонн (Handymax). Желтый овал – визуальное загрязнение акватории и причалов при погрузке зерна (6 гектар). Голубым – направление пылевого загрязнение воздушных масс при северном ветре. Зеленым — границы парка Шевченко. Исходя из данных по новым проектам АОМП, проектная мощность всех зерновых терминалов – 15 млн. тонн. Таких погрузок в год будет 300. Преобладающие ветра в Одессе – С, СВ, СЗ. (роза ветров повернута по фото), следовательно с таких погрузок — 200 в год летит в город. Если подвозить автотранспортном — то это 2000 грузовиков в день. Если ж/д – 700 вагонов в день.

В настоящее время выигрывают те порты, где реализован комплексный подход к развитию портовой инфраструктуры, где есть возможность размещать производства в непосредственной близости от порта, расширяя логистический потенциал за счет одновременного использования железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта. Создание такого транспортно-логистического кластера, обеспечивает значительные конкурентные преимущества инвесторам. Если рассматривать порты региона в существующих экономических условиях, то подобная стратегия реализуема только в Черноморском и Южном.

в тему: Маленькая альтернатива Одессе: иллюзии и перспективы города Южный

Под давлением общественности порты передислоцируются из центров городов на более глубокие воды или ниже по течению рек, выигрывая при этом за счет увеличения швартовочных глубин, модернизации портовой техники и улучшения береговой транспортной инфраструктуры на не занятых городом пространствах.

Во всем мире происходят изменения во внешней и внутренней институциональных средах функционирования морских торговых портов, находящихся в центрах городов – они становятся все более диверсифицированными и подвижными, на месте грузовых терминалов развивается разнообразный бизнес не связанный на прямую с портовой деятельностью. Порты перемещаются на глубокие воды или переносятся в другие места, более удобные для развития береговой транспортной инфраструктуры. На портовых территориях появляются общественные и рекреационные пространства дружелюбные к жителям города.

в тему: Перенос Одесского порта: норвежский сценарий

Владимир Халин

Больше о проблемах и возможностях развития портовых территорий Одессы читайте здесь: khalinsite.wordpress.com

This Post Has Been Viewed 669 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *