Мир или война на одесской Трассе здоровья?

Одесситы снова разошлись по  вопросу о будущем Трассы здоровья. Хозяева больших денег и тяжелых джипов хотят одного, а обладатели ног, глаз и велосипедов – совершенно противоположного. Обе стороны твердо стоят на своем. Значит, война? Или есть смысл искать компромисс?

ЧТО И ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ?

История с Трассой здоровья потому и сложна, что у сторон слишком много претензий друг к другу. Из крупных строительных проектов последних лет только реконструкция набережной дельфинария «Немо» была воспринята одесситами благожелательно. В Аркадии нас откровенно обманули, реализовав совершенно другой проект. При этом сложившийся ансамбль был уничтожен, а на его месте появились как минимум неактуальные объекты и формы. Можно пройтись и по «мелочевке» типа проекта реабилитации парка Горького или строительства какой-нибудь высотки. Везде «кидалово».

В каждом таком случае городские власти показывали, что игнорирование пожеланий общественности и внесение радикальных изменений в проекты, уже утвержденные на слушаниях – это система. Она включается всякий раз, когда застройщик соглашается потратить крупную сумму на объекты, не входящие в его бизнес-план по окупаемости.

Скажем, если в придачу к отелю, который будет приносить деньги, а также к подъездам и паркингу, без которых он не сможет существовать, городские власти обязывают бизнесмена расширить дорогу и обустроить прилегающий парк. Даже если это и будет выполнено, застройщик захочет капитализировать затраты. Например, сделать отель в два раза больше, а дорогу сделать без стоков, а в парке выложить аллеи самой дешевой плиткой. Очевидно, что чиновники этому даже рады, ведь проекты в итоге реализуются.

А предприниматель… Он отрезан от «длинных денег» и дорого заплатил за право начать проект. Престиж в нашей стране – категория внеэкономическая, поэтому он плевал на престиж. Большие расходы – огромные прибыли. Вот как ведутся в Одессе дела.

Поэтому, когда общественники собираются на митинг и начинают ругать всех и вся от Труханова до какого-нибудь секретаря комиссии, — это, быть может, не совсем убедительно, но вполне естественно. Отчаяние охватывает людей, когда им противостоит гигантская и безликая подавляющая машина. И отчаяние заставляет их драться и ругаться, тогда как «компромисс» смерти подобен.

DSCN2501

ОБОСНОВАННЫЕ СОМНЕНИЯ

Так случилось и в этот раз. Публике представили не проходивший слушания проект расширения Трассы здоровья. По замыслу проектировщиков, здесь должны быть совмещены: пешеходная дорожка шириной 2 метра, велодорожка на 2,5 метра, дорога для ограниченного числа спецтранспорта – на 3,5 метра. Итого 8 метров, страдают кое-какие деревья, но в целом ничего – лавочки, фонарики, видовые площадки, зашибись. Еще и делается на внебюджетные средства.

Увидев сие, обыватель может подумать: ну и что, классно. И лавочки, и фонари нам нужны, а если транспорта будет немного, то мы все равно сможем ходить как раньше.

У более опытного наблюдателя возникает тревога. Механизм финансирования благоустройства ему известен. Взять расширение дороги на протяженности 5,8 км – это же минимум 15 миллионов, не считая лавочек и проч. Как это все будет капитализироваться?

Потом неясно, для чего выделять для «спецтранспорта», по сути, еще одну Трассу здоровья: 3,5 метров — это внутриквартальный проезд, где могут разминуться два автомобиля – если обойтись без бордюров. Сейчас по трассе шныряют мини-автобусы. Каждые две минуты проезжают, чем изрядно поднадоели. Но нужна ли им целая дорога? Очевидно, что нет.

Одесса урбанистика Трасса здоровья

На Трассе здоровья и сейчас тесновато

Вполне закономерно наш опытный наблюдатель делает вывод: что-то тут нечисто. А что именно, это уже исключительно удел фантазии. Я, например, думаю, что готовится задел под коммерционализацию Трассы, подъезд к уже существующим (законно ли?) и запланированным отелям. И если так — то это уже не та Трасса и к здоровью она имеет весьма опосредованное отношение.

Если же вы думаете, что у нас так много меценатов, готовых выложить несколько миллионов долларов на то, чтобы нам с вами хорошо отдыхалось – ошибаетесь. Вот на выборы – пожалуйста. А на Трассу здоровья – вряд ли. Не верите? Тогда покажите мне хоть один рекламный плакат, где под известным лицом написано «Дарю вам Трассу».

Короче, налицо еще один мегапроект с минимально-формальным учетом пожеланий горожан. И все же, мы ищем компромисс. Для этого кое-что нужно понять бизнесу, кое-что – общественникам, а кое-что – всем нам. С этого и начнем.

ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ ВСЕМ НАМ

Трасса здоровья – это не обычный туристический объект. Он активно используется и самим горожанами, причем большую часть года их здесь гораздо больше, чем приезжих. Поэтому все, что мы делаем для туристов, делается для нас с вами, и наоборот.

Сегодня в Одессе два быстро растущих туристических центра – Аркадия и Ланжерон. Последний кажется даже более перспективным. Логистика требует как-то увязать их между собой, да и с центром города. Тем более, что оба ядра дополняют друг друга. Скупался в Аркадии – айда смотреть на дельфинов и фотографироваться на набережной. А потом – скорее назад, в клуб. Даже обычному пешеходу, который спустился на трассу в районе «Отрады», может быть откровенно в лом идти до самой Аркадии. Без какого-то транспорта не обойтись.

Наверху, в сетке улиц Одессы, Аркадия и Ланжерон интегрированы неважно. Нужно долго подниматься или опускаться, а еще ехать в душных маршрутках по перегруженным улицам. Так что ОБЩЕСТВЕННЫЙ транспорт на Трассе здоровья – вопрос времени и осознания. Автомобили сюда пускать однозначно нельзя.

Другое дело, как организовать ОБЩЕСТВЕННЫЙ транспорт так, чтобы он никому не мешал и ничего особо не испортил. В скором времени я соберу мнения архитекторов и градостроителей по этому поводу. Пока ясны два предложения.

  • Параллельная дорога на террасе склонов;
  • Смешанная полоса для пешеходов и вместительных автобусов, идущих на низкой скорости (такие есть в нескольких городах мира)

Каждый вариант имеет свои недостатки. Первая схема логичная, но разбивает единое пространство склонов. Можно, конечно, пустить дорогу тоже понизу, устроив «Александровский проспект» в том самом месте, где одесситы любят жарить шашлыки. Второй подход сохраняет склоны, но вот цельная дорога (наверное, те самые 8 метров в ширину) выглядит не слишком приятно. С этим можно бороться, выложив края одноцветной плиткой. Настоящие трудности возникают с распределением транспортных потоков. Даже если автобусы будут ходить на скорости 20-25 км/ч, могут возникнуть неприятные ситуации.

Отмечу, что оба варианта могут быть эффективны лишь в том случае, если наверху будет организовано интенсивное трамвайное сообщение между Аркадией и парком Шевченко. 

Подытожим: транспортное сообщение между Ланжероном и Аркадией – в интересах всех одесситов. Нынешние фургончики по 25 гривень – неэффективны и дороги. НО! Транспортное сообщение не должно становится якорем для коммерционализации и капитальной застройки склонов.

1

Смешанные автобусно-пешеходные полосы в Боготе, Колумбия. При высокой интенсивности движения пешеходы стараются держаться поодаль, однако если автобусы будут проезжать каждые 4-5 минут, оба потока можно будет совместить. Фото: Илья Варламов.

ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ БИЗНЕСУ

Лично я не люблю слово «совок». По моему субъективному мнению, в СССР присутствовали очень прогрессивные вещи и идеи. Но вот если говорить об идеологии нашего бизнеса – то это чистой воды «совок», иначе и не скажешь. Он выражается в поклонении материи и бездумному копированию устаревших образцов. Скажем, в Генплан Одессы – а его разработкой двигали преимущественно бизнес-интересы – зашита американская мечта 50-80-х годов. Трассы, развязки, небоскребы. Причем в США все это делалось преимущественно на территориях новой застройки, а у нас на уже сформировавшийся по совершенно другой модели город хотят напялить чужой корсет. Не налазит? Странно.

Та модель урбанизации, которой мир поклонялся 30 лет назад, исчерпана. Жителей мегаполисов, которые в основном и задают новые форматы, от нее давно тошнит. Одновременно изменяется и сам человек – то есть наш с вами дорогой турист.

Все больше людей хотят не достопримечательностей-фоток-музеев-аттракционов, а состояний. Тех состояний, которые можно испытать от контакта с природой, с людьми, с  городом. Я не говорю, что все сейчас такие, но это тренд. Взгляните на хипстеров – эти же люди 30 лет назад выступали бы с требованиями гаражей и парковок. А сегодня им нужны велики и ролики. Добавьте наростающий культ здорового образа жизни и реакцию на урбанистический стресс – и вы получите того самого общественника, которому, блин, на каждом шагу нужно дерево.

Люди сильно изменились за последние 30-50 лет. Тенденция продолжается. Движемся от культуры вещей к культуре  качества времени. Старые бизнес-схемы не действуют. Гангстерская экономика, как в США 30-х годов – тоже.

Это значит, что игнорируя городскую среду, зеленые зоны, велодорожки и прочую несерьезную некоммерческую дрянь для лохов, вы подтачиваете потенциал для развития своего же туристического бизнеса.

Кроме того, перспективы туризма в Одессе весьма специфичны. Ну нельзя сделать из нашего города Дубаи или Майями. Для этого, во-первых, нужно слишком много вложить, а, во-вторых, отселить всех соседей и попросить их с пляжа. Иначе сколько бы «звезд» ни появилось на «Ланжероне» — рядом будут загаженные склоны и темная лестница. Морлоки Молдаванки и Закарпатья будут хватать красивых московских туристок за кошельки и не только, а те будут истошно визжать, прославляя туристический имидж нашего города от Калининграда до Камчатки.

Теперь важные вопросы:

Думали ли вы о том, что «любители комфорта» не приедут к нам и через 5 лет, как не поедут в Косово, потому что когда-то там, кажется, стреляли.

Как вы себе представляете хотя бы трехзвездочный отель на побережье, если его гостям придется делить пляж с одесситами и приезжими, которые не всегда благовоспитанны и любят мусорить. А что наши дороги, а милиция, а скорая?

В отношении качества услуг Одесса пока не успела дискредитировать себя, как это сделал Крым. И все равно, денежная Москва уехала и не вернется еще несколько лет. Точнее, не приедут «любители комфорта». А вот любознательные программисты и дизайнеры со своими подругами захотят поселиться не в гламурном кабаке, а в центре, чтобы любоваться его дворами и улицами. Они будут фотографировать котов на каждом углу и выставлять в свой инстаграм. Они исходят взад-вперед всю Трассу здоровья и скажут, что Аркадия – это «унылое говно», а на пляже «Ланжерон» «грязно и полным-полно быдла» — это цитаты.

Аудитория «камерных» туристов, которых можно запереть в шикарном отеле со всеми удобствами стремительно сворачивается по всему миру. Одесса ему не нужна. Она нужна как раз тем, кто ценит море, деревья, дома и котиков. Вот здесь наш рост и зона развития. А что денег мало оставляют – так и удобств больших не требуют.

Из крупных проектов на побережье за последние 15 лет реализован только отель «Немо». Реальную перспективу имеют мини-отели во дворах в центре города, а также в частном секторе Киевского района. Интересен вариант со строительством габаритных гостиниц эконом-класса в районе Лесков и Фонтанки, где обустроена современная набережная. Там не надо расширять никаких дорог, достаточно построить пирс и возить туристов катерами в город и на Фонтаны. ШОК!

DSCN2081

ЧТО НУЖНО ПОНЯТЬ ОБЩЕСТВЕННИКАМ

Любой архитектор скажет вам, что город – это живой организм, который характеризуется изменчивостью. Идет время, изменяются его требования. Живя в современном городе, нужно быть открытым для новых идей или хотя бы идти с ними на компромисс.

Наверное, одесситов так часто дурачат и потому, что мы в массе своей – ретрограды, не способные принять новых вещей. Мы же и так живем в лучшем городе мира, который почему-то должен всегда таким оставаться. Получается отсутствие развития, т.е. угасание и смерть. Это видно, например, по количеству образцов хорошей современной архитектуры, которые можно увидеть в Днепропетровске, Киеве, Харькове и у нас. В Одессе их почти нет. Мы – против.  Мы вообще всегда против, зато чиновники у нас всегда «за». Теперь вопрос: с кем будет общаться застройщик?

У нас очень специфический город. Красивый, но разваливается. Удобный, но очень тесный.  Все у нас трудно и дорого более, чем в других уголках Украины. Чтобы как-то с умом выйти из этой ситуации и сохранить Одессу не в ущерб ее развитию, нужно объединить усилия общества и финансовых кругов над разработкой стратегии развития города – начиная от Трассы здоровья и заканчивая Генпланом. Нужно создать фонд по разработке совместных решений, пригласить туда архитекторов, урбанистов, экологов, экономистов, специалистов по транспорту и туризму. Одним словом, организовать структуру «Город как Девелопер», о которой давно говорят эксперты. Думаю, это будет не дороже, чем содержать какой-нибудь ТВ-канал.

Для общества это хорошо тем, что мы, как-никак, сможем контролировать ход развития нашего города. Бизнес получит качественную информацию о наилучших возможностях для инвестирования с наименьшими затратами и потерями. Контакт между нами, хотя мы друг другу крайне несимпатичны, позволит до определенного этапа устранить участие власти – этого хитро…го медиатора, который ласков и с теми, и с другими, и всех по очереди кидает.

Наконец, когда и до городских управлений дойдет черед, в наших совместных интересах следить за тем, чтобы бизнесмен не был максимально коррумпирован и ограблен. Вот тогда в Одессе будет толковая градостроительная политика.

Вы скажете: автор – идеалист. Ничего такого у нас не получится. Наверное, сейчас не получится. Но вот если когда-то получится, то только так. Ну или почти так.

Михаил Мейзерский

This Post Has Been Viewed 130 Times

Комментарии

  1. Сергей Дибров

    «Как вы себе представляете хотя бы трехзвездочный отель на побережье, если его гостям придется делить пляж с одесситами и приезжими, которые не всегда благовоспитанны и любят мусорить»

    Вы действительно считаете одесситов людьми второго сорта?

    А как вы себе представляете семейный отдых одесситов на пляже возле хотя бы трехзвездочного отеля, клиенты которого приезжают сюда исключительно для того, чтобы бухать, снимать проституток и ичкать приключений на свои задницы?

    1. Михаил Мейзерский

      Сергей, не реагируйте столь остро. Факт есть факт. Культура огромного числа одесситов оставляет желать лучшего. Ну и качество уборки пляжей, конечно, играет роль.

      Я в материале сделал попытку посмотреть на вещи глазами участников конфликта. Я думаю, это необходимо.

      В свою очередь: «бухать, снимать проституток и искать приключений» — также попахивает дискриминацией. Да, турист в Одессе зачастую именно таков. Но тогда давайте говорить, что Одесса — не туристический город, давайте это серьезно обсуждать. Цепляясь к словам и к людям мы ни к чему хорошему не придем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *