Генрих Топуз и послевоенное возрождение Одессы (фото)

odessa-giprograd

IMG_9427

Мы продолжаем публиковать биографию Генриха Топуза — крупнейшего из архитекторов советской Одессы. Первую часть текста, охватывающую период 1916-1944 годов, смотрите здесь.

Текст подготовлен сыном и внуком архитектора — Виктором и Андреем Топузами. Их исследование представляет собой интереснейший источник по истории нашего города и его зодчества.

А Р Х И Т Е К Т О Р  И  Г О Р О Д :

ПРИЗВАНИЕ, ТАЛАНТ, МАСТЕРСТВО, ЛЮБОВЬ — РОДНОЙ ОДЕССЕ

К столетию со дня рождения

архитектора Г. В. Топуза

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

…Вернувшись в освобождённую Одессу, Генрих Владимирович не узнал свой родной город. Многие центральные улицы зияли развалинами обгоревших домов, а те что сохранились, были в удручающем состоянии. Катастрофически не хватало жилья возвращающимся домой сотням тысяч одесситов. Одной из первых работ, порученных Г.Топузу, было перепроектирование под жилой дом здания по ул.Б.Арнаутская, 51.  Этот дом был начат строительством ещё в 1941г., до войны, но достраивали его уже во время оккупации советские военопленные, и размещалась в нём румынская сигуранца. Часть помещений были приспособлены под жандармерию, а большинство отдано под камеры для заключёных. Фасад здания из красного кирпича оставался неоштукатуренным, без каких-либо архитектурных деталей и выглядел неоконченным. По завершении перепланировки помещений под жилые квартиры, одна из них была предоставлена городом семье Г.Топуза, которая проживала по этому адресу 50 последующих лет.  Позже весь дом был передан в ведомство швейной фабрики им.Воровского и по просьбе её дирекции в начале 50-х годов Г.Топуз выполнил проект отделки фасадов цветной штукатуркой, в каком состоянии здание находится и по сей день.

Среди первых послевоенных проектных работ, принадлежавших авторству архитектора Г.В.Топуза, можно выделить разработку генерального плана и архитектурно-художественное решение входной арки на территорию селекционно-генетического института по Овидиопольской дороге (1945-1946гг.), припортовый холодильник (1945-1946гг., в соавторстве с арх. В.Л.Фельдштейном и к.т.н. В.М.Штейнбергом),  жилые корпуса и коттеджи, главный вход и ограда Дома творчества писателей на Даче Ковалевского (1947г.),  спальный корпус и летние коттеджи профилактория Управления ОдЖД на Французском б-ре (1948-1949гг.), лечебный корпус санатория научных работников на 6-й ст.Б.Фонтана (1949г.), клуб и летний кинотеатр санатория им.Горького на 16-й ст.Б.Фонтана (1950г.).

И всё же, самая серьёзная и ответственная работа того тяжёлого послевоенного периода по восстановлению после пожара и реконструкции здания биржевого дома (здание Гориисполкома на Приморском бульваре) – памятника южно-русского классицизма, построенного по проекту Франца Боффо и Георгио Торричелли в 1834г., а в 1873г. существенно перестроенного архитектором Франческо Моранди, была возложена на Г.Топуза в 1946г.  Так как здание полностью выгорело и, практически, было разрушено, Г.В.Топуз, в соавторстве с архитекторами В.Л.Фельдштейном  и В.Н.Смирновым, внёс предложения по воссозданию первоначального исторического облика здания-памятника (1834-го года) с открытым главным входом и внутренним двориком за рядом классических колонн на фасаде.  К сожалению, это профессиональное решение архитектора было отклонено волюнтаристским приказом партийного начальства.  В результате, планировка здания была существенно изменена под современные функции путём пристройки дворового корпуса, создания дополнительных кабинетов и служебных помещений.  Несмотря на это, авторам удалось отстоять основные планировочные принципы организации внутреннего пространства, сохранив просторный входной вестибюль с удобным подходом к боковым лестницам, ведущим на второй этаж и обеспечившим функциональную взаимосвязь основных групп помещений. Был сохранён и восстановлен Розовый зал, полностью реконструирован Белый зал, значительно улучшено инженерное оборудование всех рабочих помещений. Боковая полуратонда, обрамлённая шестью колоннами, была снова установлена на пристроенную террасу.  Внутренняя отделка стен, потолков, колонн, лестничные марши и перила ограждений, дверные и оконные переплёты – всё было предусмотрено и восстановлено по индивидуальным рабочим чертежам автора. Из-за отсутствия дорогих отделочных материалов широко использовалась высококачественная цветная штукатурка и искусственный «утюжный» мрамор, ручная роспись. Здесь снова пригодились навыки альфрейной живописи и Г.Топуз собственноручно выполнял самые сложные участки работы

1

Установленные над центральным входом в 1868г. английской фирмой «Смит и сыновья», изготовленные из свинца часы, в результату пожара расплавились и были полностью утрачены. По эскизам Г.В.Топуза скульптор Э.М.Фридман заново исполнил несколько видоизмененную скульптурную группу, символизирующую смену Дня и Ночи, с вмонтированными новыми часами-курантами.

Результат работы, завершённой в 1949г., был хорошо принят и высоко оценён одесситами, ещё недавно созерцавшими руины на пепелище одной из главных достопримечательностей Одессы, а эта часть Приморского бульвара на все последующие десятилетия вновь стала излюбленным местом отдыха жителей города.

Ещё одно произведение Ф.К.Боффо на Приморском бульваре, в восстановлении и реставрации которого после окончания войны принимал участие Г.Топуз (1949-1950гг., совместно с архитектором К.Б.Корченовым), был Дворец графини Нарышкиной, с 1924г. функционировавший как Дворец моряков. В частности, по его проекту были восстановлены центральная лестница и Большой зал, росписи потолка и плафонов которого он выполнил совместно с профессором живописи Л.Е.Мучником.

В этот же период были произведены работы по полной реконструкции здания Английского клуба по ул.Ланжероновской, 6 (арх. Джорджио Торичелли, 1842г.), где по проекту Г.Топуза был создан Музей морского флота (1951г.).

2

3

Приобретённые навыки работы по реставрации и реконструкции памятников архитектуры впоследствии ещё неоднократно использовались архитектором Г.Топузом в его дальнейшей многолетней практической деятельности на благо города.

Несмотря на высокую востребованность и творческую активность, всё своё ограниченное свободное время Генрих Топуз отдавал любимому занятию – рисованию. По привычке, выработанной ещё в Уфе, благодаря совместным с Народным художником СССР, академиком АХ Украины Алексеем Алексеевичем Шовкуненко утренним этюдам, до работы и в редкие выходные дни он выходил с этюдником на улицы Одессы, чтобы запечатлеть красоту сохранившихся зданий и памятников, а также зафиксировать причинённые городу войной потери и разрушения. Большинство этих акварелей по просьбе ставшего Президентом Академии архитектуры Украины Владимира Игнатьевича Заболотного, коллеги и близкого друга по уфимскому периоду, было передано автором в киевский архив Госстроя УССР в качестве документального свидетельства последствий второй мировой войны и ущерба, нанесённого фашистами городу-герою Одессе.

По приглашению В.И.Заболотного в 1945г. Г.В.Топу был откомандирован на полгода в Киев для работы по проектированию и восстановлению ул.Крещатик в составе группы, возглавляемой академиками архитектуры А.А.Тациём и Н.К.Иванченко. Было получено предложение насовсем переехать на работу в Киев, но молодой архитектор остался верен Одессе и никогда не жалел об этом.

В первое послевоенное десятилетие основной задачей, поставленной перед архитекторами, было восстановление и развитие разрушенного жилого фонда. По проектам Г.Топуза были построены новые многоэтажные жилые дома в центральной части города, положившие начало реконструкции исторического ядра и гармонично вошедшие в контекст сложившейся застройки. Благодаря умело и деликатно использованным автором средствам классицизма и ампира, присущим традиционному колориту одесской поквартальной застройки, в 1953г. на углу улиц Дерибасовской (дом №14-А) и Екатериринской было возведено величественное здание управления китобойной флотилии «Слава» с жилым крылом для её сотрудников и моряков-китобоев. Несколько позже, в 1954-1956гг. по его проекту (в соавторстве с арх.В.Л.Фельдштейном) в качестве второго крыла по ул.Дерибасовской, 14  было пристроено производственное здание Проектного института № 3. Высота и этажность, стилевое решение возведенного ансамбля соответствуют примыкающим историческим зданиям, обеспечивают единство нового сооружения с традиционной одесской архитектурой. Автор использовал приём, когда угловая центральная часть композиции, увенчанная мощным выступающим карнизом, балюстрадой, картушем с датой постройки, над которым возвышается оригинально оформленный шпиль, на этаж превышает 4-хэтажную высоту боковых крыльев. Об уже зрелом мастерстве архитектора свидетельствуют чётко и уверенно прорисованные декоративные детали, торжественно венчающие формы, пластичность фасадов, достигнутая  ритмом прямоугольных и арочных проёмов с ажурными балясинами ограждений балконов, убывающая по вертикали рустовка стен в жилом крыле, удачно и обоснованно контрастирующие с более строгими, но так же изящно подобранными элементами декора корпуса проектного института. Следует отметить высокое качество строительно-отделочных работ, которые проводились под авторским надзором арх.Г.В.Топуза, что позволяет зданиям более 60-ти лет сохранять свой первоначальный облик. Оба эти произведения  первымив послевоенной Одессе были внесены в Реестр памятников архитектуры и охраняются государством.

4

Не менее оригинально и успешно архитектору Г.Топузу удалось выделить акценты на пересечении центральных улиц Греческой (дом № 26/28) и Ришельевской (дом № 10). Возведенный в 1956г. жилой дом ЧМП, несмотря на его большую протяжённость по обеим пересекающимся магистралям, удачно вписался в сохранившуюся историческую застройку. Высокий цокольный этаж с большими окнами-витринами, обрамлёнными бучардированными крупными рустами высококачественной цветной штукатурки (сохранившейся в первозданном виде по сей день), был предназначен для первого в Одессе магазина «Детский мир». Плавно закруглённый угол четырёхэтажного здания выделен спаренными пилястрами, увенчанными строгими классическими капителями, между которыми чередуются изящные балконы и оконные проёмы. Торжественные ордерные формы присущи всему фасаду здания, а венчающий ажурный аттик украшен оригинальным картушем в виде венка с лентами, в центре которого расположен морской якорь – символ ЧМП. Достопримечательным украшением и завершением угловой композиции является высокий цилиндр бельведера, увенчанный круглой скатной крышей с торжественным шпилем.

Безусловно, это здание, как и другой жилой дом ЧМП напротив него, по ул.Ришельевской, №7, также вполне заслуженно могут быть зачислены в реестр памятников одесской архитектуры. Возведенный по проекту Г.Топуза в том же 1956г., этот дом расположен внутри квартала, что продиктовало автору решение акцентировать композицию относительно энергично выделенной центральной оси фасада. Средняя часть третьего и пятого этажей гармонично объединена глубокими лоджиями, пластика которых подчёркивается и усилена вертикалями балконов по обеим сторонам. Такой архитектурно-художественный приём  никогда ранее не был применён ни в одном одесском жилом доме.

В этот период по индивидуальным проектам Г.Топуза было построено множество других оригинальных жилых домов, в которых вот уже более 60-ти лет проживают десятки тысяч одесситов:  ул.Черноморского казачества, №№ 60, 95, 97 (1950-1954гг.,  соавтор арх. Л.Н.Павловская) – для работников Сталепроволочно-канатного завода, пр.Шевченко, №№ 6/1, 13, 13-А (1953-1954гг.), пр.Гагарина, №№ 27, 29, 31 (1953-1954гг.), жилые дома ЧМП: по  ул.Армейской, №№ 1, 3, 5, по  Фонтанской дороге, №№ 9 -19 (1954г., соавторы арх. Л.Н.Чазова, арх.Н.М.Фомина),  ул.Сегедская, №№ 6, 8, 10, 12, 16 (1954г., соавторы арх. А.Я.Поварчук, арх.Н.М.Фомина), жилые дома Суперфосфатного завода по ул.Среднефонтанская, №№ 32, 34 (1954г.), жилые дома по ул.Спиридоновская, 12 (1954),  Военный спуск, 1/3 (1955г.), жилой дом для работников торгового порта со встроенным детским  учреждением по ул.Софиевская, 20 (1955г. —  памятник истории) и др.

5

Как видим, массовое строительство жилья, сопровождаемое развитием системы первичного обслуживания населения, постепенно переместилось из центра на свободные земли в южной и юго-западной части города. Это вызвало необходимость применения новых планировочных приёмов и принципов формирования жилых районов, микрорайонов, массивов, кварталов. Архитектор Г.В.Топуз был одним из первых одесских зодчих, внесших свой личный вклад в разработку и практическое применение перспективных градостроительных идей.  В 1954-1957гг. руководимый им авторский коллектив АПМ-1 Гипрограда запроектировал и реализовал в натуре проект детальной планировки  первой в Одессе абсолютно новой магистральной улицы, созданной в 20-м столетии на юге от центральной части города, получившей модное тогда название в честь города-побратима  —  Сегедская.

Сегодня это один из самых живописных, озеленённых и благоустроенных проспектов города, открывающийся со сторны пр.Гагарина, №25  оригинальным зданием Одесского конструкторского бюро специальных станков (ОКБСС), построенным в 1974г. по проекту Г.Топуза. Здание исполнено в конструктивистском стиле и ассоциируется с морским лайнером, благодаря большим  круглым окнам-иллюминаторам и сплошному вертикальному остеклению по всей высоте лестничной клетки, символизирующему мачту корабля. Такое решение автору подсказало то обстоятельство, что магистраль почти целиком была застроена жилыми домами для плавсостава ЧМП.

В период с 1957г. по 1963г. по проектам Г.Топуза были созданы также жилые кварталы в пределах улиц Среднефонтанской и Сегедской, на пересечении проспектов Гагарина и Шевченко, в пределах улиц Пионерской, Черняховского, Сегедской и Говорова, первые жилые массивы в юго-западном районе  —  от 1-й до 3-й станции Люстдорфской дороги. Чёткая периметральная застройка, решенные в формах ордерной архитектуры фасады зданий создали парадный и представительный облик этих магистралей, а внутренняя планировка обеспечила ступенчатую систему обслуживания жителей: магазины, школы, детские учреждения, площадки для отдыха и др.

Коллективу АПМ-1, возглавляемой Г.Топузом, поручалось проектирование наиболее сложных и ответственных в каждый исторический отрезок времени объектов городской среды. Это обстоятельство всегда привлекало под начало талантливого и ставшего известным мастера как опытных, маститых архитекторов, так и самых способных, амбициозных молодых специалистов, впоследствии становившихся лучшими в своей профессии. В разные годы вместе с ним работали архитекторы Л.Н.Павловская, Л.Н.Чазова, М.А.Шлифер, Т.С.Шарнопольский, В.В.Мусаров, Н.И.Герасимовская,  Н.М.Фомина, Ю.И.Степанов, В.М.Очаковский, А.Я.Поварчук, А.П.Донец, В.Г.Катышева, И.В.Подолянский, Л.К.Медянов, Н.М.Рябой, В.Ф.Голод, М.С.Юн, В.В.Красенко, В.И.Корогод, а также опытные инженеры-конструкторы И.И.Корнет, Р.И.Ясинский, С.А.Меджибовский, А.И.Любовский и др.

6

В связи с тем, что в 1950-е годы новое строительство в Одессе бурными темпами продвинулось на юг, в сторону Аркадии, Среднего и Большого Фонтанов, была произведена корректировка генерального плана города и определена ось нового общественного центра Одессы  —  от железнодорожного вокзала и Куликового Поля, вдоль ул.Пантелеймоновской и Итальянского бульвара, до ул.Белинского и далее по ул.Отрадной  —  к морю. Началом воплощения этого замысла было строительство по проекту Г.В.Топуза  ПЕРВОГО  в послевоенный период крупного и ответственного в градостроительном отношении административного здания  —  обкома партии на Куликовом Поле (1954-1958гг., соавтор арх.Л.Н.Павловская).

Здание расположено в юго-западной части площади, вдоль диагональной магистрали, связывающей ул.Пушкинскую со Среднефонтанской. Центральная пятиэтажная часть сооружения, выступающая ризолитом из плоскости главного фасада, была предназначена для помещений обкома партии, а в четырёхэтажных боковых крыльях располагались горком партии и обком комсомола. Подъезд и стоянка транспора организованы с тыльной стороны, обращённой к железнодорожным путям вокзала, и с боковых фасадов.

При проектировании нового здания остро встала проблема реконструкции Куликового Поля, которое до этого представляло собой запущенный пустырь, где размещались только трибуны для принятия парадов и праздничных шествий по-соседству с обветшалым оштукатуренным обелиском  —  памятником на могиле жертв революции, не представлявшим собой архитектурно-художественной ценности. В будние дни лишь изредка удавалось заметить одинокую фигуру, впопыхах пересекающую огромное пространство пустынной площади. Такое положение не обеспечивало организованный подход к величественному зданию и не позволяло создать законченный ансамбль в новом общественном центре города, носило случайный характер. В связи с этим, в 1957г. Г.Топуз разработал проект реконструкции площади, по которому была произведена коренная её перепланировка. Территория приобрела регулярную парковую систему с главной и второстепенными аллеями, освещёнными, озеленёнными и благоустроенными. Братская могила с останками погребённых в 1960г. была перенесена на противоположную по оси здания сторону, ко входу на площадь от конечной остановки трамвайного маршрута №18, курсирующего на Большой Фонтан.

7

Установленное на могиле новое надгробие, выполненное также по проекту Г.В.Топуза (совместно со скульптором П.Н.Кравченко), представляет собой камерную, но и в то же время, весьма монументальную композицию в виде расширяющегося книзу чёрного лабрадаритового куба, предназначенного символизировать незыблемость Памяти и вечность Скорби. Сверху на нём возложен дубовый венок Славы, отлитый из бронзы, а по периметру – чугунные барельефы склонённых в трауре знамён. Памятник приподнят на невысокий цоколь, от которого расходятся слегка наклонные широкие плоскости, выполненные из полированного красного гранита, усиливающие впечатление возвышенности и величия свершенного подвига павших.

Архитектура важного по своему градообразующему значению административного здания исполнена в традициях южно-украинского классицизма. Торжественность и монументальность ему придаёт парадный портик, образованный передним рядом отстоящих классических колонн и пилонами на плоскости фасада, увенчанный ажурным антаблементом.     Пропорциональное соотношение гладких плоскостей, ритмичность и конфигурация архитектурных элементов, пилонов и оконных проёмов, широкая центральная лестница перед главным входом и мощный цоколь на полтора этажа, умело и со вкусом подобранные отделочные материалы – светлый инкерманский камень для стен и тёмный бучардированный гранитный руст для цоколя, в совокупности позволили автору целиком воплотить свой замысел, а зданию и сегодня оставаться важной градостроительной доминантой и одним из символов Одессы.

Следует отметить, что в творческом подходе при проектировании каждого здания или объекта у Г.Топуза никогда не было второстепенных вопросов и деталей для осуществления своих замыслов в натуре. Он уделял равноценное внимание как основному архитектурно-планировочному и объёмно-пространственному решению, так и мельчайшим деталям и элементам экстерьеров и интерьеров. Во время строительства обкома (в настоящее время здание известно как одесский Дом Профсоюзов) он неоднократно выезжал на карьеры, подбирая гранит и травертин для отделки фасадов, разрабатывал индивидуальные чертежи для изготовления дубовой мебели рабочих кабинетов и залов заседаний, рисунки облицовки деревом стеновых панелей, лестничных ограждений, столярки для дверных и оконных заполнений, вплоть до латунных дверных ручек.

К сожалению, сегодня это строгое и величественное здание приобрело мировую известность ещё и потому, что в нём произошли трагические события 2-го мая 2014г. Обгоревшая громадина с зияющими чёрными глазницами окон, изувеченный вестибюль, лестницы, обугленные интерьеры служебных помещений мелькали на телеэкранах во всех странах, на всех континентах. Хочется надеяться, что в кратчайшее время одесские архитекторы и реставраторы смогут воссоздать его в былой красоте и величии, а само произведение заслуженно получит статус памятника архитектуры и истории.

Архитектор Генрих Владимирович Топуз является автором ещё целого ряда исторических памятников и мемориалов, украсивших Одессу, ставших её достопримечательностями, «визитной карточкой». В 1957г. был объявлен всесоюзный конкурс на установку в парке им.Т.Г.Шевченко, на обрыве над морем, памятника Неизвестному матросу. Первую премию с правом проектирования обелиска разделили два одесских архитектора – Г.В.Топуз (совместно со скульптором М.И.Нарузецким) и П.В.Томилин. Однако, по состоянию здоровья П.Томилин отказался от дальнейшей совместной работы и окончательное исполнение своего проекта осуществили Г.Топуз и М.Нарузецкий, включив в авторский коллектив и П.Томилина.

9 мая 1960г. состоялось открытие стройного, заострённого кверху обелиска высотой в 21 метр, выполненного из красного гранита, который установлен на составленный из трёх усечённых пирамид стилобат. Четырёхгранный штык монумента опоясан бронзовыми барельефами, отображающими бессмертные подвиги моряков-черноморцев в 1854-м, 1905-м, 1918-м и 1941-м годах. У подножия памятника на наклонной плоскости размещена символическая композиция – автомат и матросская бескозырка, переплетённые лавровой ветвью. К ней ведёт пологая гранитная лестница, по которой можно подняться на промежуточную площадку для возложения венков и несения почётного караула. Здесь же, по четырём углам разбиты цветочные клумбы, а в центре лестницы установлен подиум, увенчанный мощным бронзовым венком, в середине которого зажжён вечный огонь.

Круглая площадь, на которой возведен памятник, находится на пересечении трёх парковых аллей, а с четвёртой стороны естественным фоном обелиску служит бескрайнее море, линия горизонта и высокое небо. Вместе с тем, силуэт взметнувшегося изящным шпилем над обрывом монумента идеально просматривается со стороны моря, и было время, когда проходящие суда приветствовали его протяжным звуком своих гудков.

8

Чистоту, строгость и величие форм, пропорциональность, ритм и конфигурацию плоскостей и элементов общей композиции гармонично дополняет геометрический рисунок мозаичного паркета покрытия площади, качественно выполненного из гранитной и мраморной крошки. Всё это вместе ещё раз подтверждает вкус, мастерство, скрупулёзность к мельчайшим деталям и, конечно же, талант автора.

Установка монумента в 1960-м году была лишь первой ступенью осуществления авторской идеи. Вторым этапом явились перезахоронения героев обороны, партизанского сопротивления и освобождения Одессы на открытой в 1964г. Аллее Славы, ведущей к памятнику. Полностью строительные работы завершились к 25-летию Победы созданием входной площади перед комплексом со стороны Лидерсовского бульвара и архитектурной композиции входа в парк и, одновременно, на Аллею Славы, состоящей из двух геометрических объёмов. Слева, на чёрной полированной плите размещён массивный куб из красного гранита с датами «1941 – 1945», справа – дугообразная в плане гранитная стелла с бронзовым барельефом (скульптор М.Нарузецкий) скорбящей женщины, воплощающей образ Матери-Родины, и словами: «Своё бессмертие вам Родина вручила и не забыты ваши имена». Широкая торжественная аллея, начинающаяся несколькими ступенями вниз непосредственно между стеллами, плавно, длинными отрезками опускается к площади с памятником.

Мемориальная часть комплекса начинается двумя симметрично расположенными  по обеим сторонам аллеи мощными плитами-надгробиями из чёрного полированного лабрадорита, под которыми захоронены экипажи кораблей, затонувших при героической обороне города. Далее, под сенью склонившихся крон деревьев, строгие надгробные плиты на индивидуальных могилах героев, сражавшихся на оборонительных рубежах, в тяжелых условиях подполья, в партизанских отрядах, освободителей Одессы. Золотыми буквами высечены их имена на чёрном граните.

Мемориальный комплекс «Аллея Славы – Памятник Неизвестному матросу» — одно из наиболее любимых и посещаемых одесситами и гостями города-героя мест. Он заслуженно признан  памятником истории и искусства, а на боковой стелле у подножия памятника указаны фамилии его авторов.

Перед главным входом в парк им.Т.Г.Шевченко со стороны ул.Маразлиевской и Сабанского переулка на просторной мастерски спланированной и благоустроенной площади, с которой начинается центральная аллея, в 1966г. был воздвигнут памятник великому украинскому поэту, имя которого носит самый большой и посещаемый горожанами парк.  Девятиметровый экспрессивный монумент сооружён по проекту архитектора Г.В.Топуза и скульпторов А.Е.Белостоцкого и О.А.Супрун. Фигура Кобзаря, задумчиво поднимающегося ввысь с обращённым к посетителям взглядом, установлена на расширяющийся сзади пьедестал, выполненный из серых гранитных глыб. На вертикальной фасадной стороне постамента сделана символическая вставка из полированного чёрного гранита в виде разрезанного пополам креста с факсимилье поэта. Памятник установлен на невысокий гранитный подиум прямоугольной формы, на котором был разбит цветник и сооружена строгая усечённая стелла с нанесенными датами жизни поэта и строфой из его бессмертного «Заповiта». На её задней поверхности также указаны авторы монумента, официально признанного  памятником искусства.

9

Г.В.Топуз был автором ещё одного мемориального комплекса в честь героической обороны Одессы – «411-я батарея» (1975г., Дача Ковалевского, 150), в состав которого вошли мемориальная роща, музей, площадка боевой техники. Чуть позже, в 1979г. архитекторы В.И.Мироненко и М.С.Юн дополнили и развили идеи автора новыми сооружениями и архитектурными формами.

продолжение следует

Виктор Топуз

Андрей Топуз

читайте также:  Архитектор Генрих Топуз: жизнь, посвященная Одессе (фото)

This Post Has Been Viewed 949 Times