Архитектор Генрих Топуз: жизнь, посвященная Одессе (фото)

genrix-topuz-biografia

HappyMisto начинает публикацию единственной в своем роде биографии Генриха Владимировича Топуза — одного из крупнейших архитекторов советской Одессы. Объемный труд подготовили и передали нам для публикации потомки зодчего — сын Виктор Генрихович (кандидат архитектуры) и внук Андрей Викторович (архитектор).

Эта повесть длиною в жизнь представляет несомненный интерес для исследователей истории и архитектуры Одессы. В ХХ веке эпохи сменялись на удивление быстро и каждое время выдвигало новые, зачастую противоположные требования к представителям творческих профессий. Города и их создатели по-разному справлялись с крутыми виражами истории. Их судьбы нашли свое отображение в новых зданиях, улицах, районах. Так что сегодня очень важно понимать не только «что» было сделано, но и «почему» — ведь история продолжается. И кто знает, что будут говорить о нас потомки?

Генрих Топуз

А Р Х И Т Е К Т О Р  И  Г О Р О Д :

 

ПРИЗВАНИЕ, ТАЛАНТ, МАСТЕРСТВО, ЛЮБОВЬ — РОДНОЙ ОДЕССЕ

 

К столетию со дня рождения

архитектора Г. В. Топуза

…Начало 20-го века привнесло грандиозные перемены в развитии техники, науки, искусства, архитектуры. Социальные потрясения всколыхнули и стимулировали общественное сознание, представление о роли и значении традиций во всех сферах культурной деятельности. К этому времени Одесса сформировалась как крупный и признанный центр культуры на юге Украины, подаривший плеяду выдающихся ученых, литераторов, музыкантов, художников и архитекторов, создавших своеобразный и неповторимый колорит города.

В архитектурной биографии Одессы предреволюционный период характеризуется завершением основной застройки центральной части, определившей современный облик городской среды. Благодаря творчеству известных и талантливых мастеров архитектуры, проектировавших для Одессы, были созданы уникальные городские ансамбли, здания и памятники.

Весь этот культурный, исторический и творческий контекст является как бы фоном к рассмотрению профессиональной деятельности достойного продолжателя традиций одесских Зодчих, одного из самых одаренных и плодовитых архитекторов — художников Одессы середины и второй половины 20-го столетия  — Генриха Владимировича Топуза.

 

10 сентября 1916г. в доме №97 по ул. Большая Арнаутская, принадлежавшем его родителям, в семье инженера-строителя, талантливого художника и успешного предпринимателя Владимира Леонтьевича Топуза (1884-1956гг.) родился третий ребенок — сын Генрих, получивший имя в честь погибшего в 1915г. на фронтах Первой мировой войны брата отца. Трехэтажный доходный дом, с двумя  —  двух-  и трёхэтажным дворовыми флигелями для служб, был построен по проекту инженера  П.А.Заварзина успешным одесским купцом и домовладельцем  А.М. Штейнбергом и его сыном Э.А.Штейнбергом в 1893 г. на месте снесенного дома А.Файнштейн. В 1908г., после того как дочь Эли (Ильи) Штейнберга — Екатерина Ильинична вышла замуж за В.Л.Топуза, она получила от родителей в качестве приданого дом по ул. Большая Арнаутская, 97,  и молодые переехали из дома мужа (пер. Успенский, 3) в более капитальный и благоустроенный  —  на   Б. Арнаутскую, где занимали весь второй этаж, с балконами на фасадную сторону.  На первом этаже В.Л.Топуз открыл мебельный салон-магазин (удивительно, что он находится на этом месте и по сей день), а во дворе,  в служебном двухэтажном флигеле разместилась мастерская по изготовлению и ремонту мебели, дизайн которой разрабатывал сам хозяин. Следует отметить, что В.Л.Топуз вырос в большой одесской семье со старыми еврейскими традициями, проживавшей в скромном доходном доме Новикова по ул.Базарной, 22 (арх.И.Н.Колович), перестроенном в 1860-е годы из легендарной почтовой станции (1807г., арх.Ф.Фраполли), где первое время после приезда в Одессу останавливался А.С.Пушкин. Здание просуществовало до начала 2000-х годов, а теперь на углу улиц Базарной и Маразлиевской красуется новый «небоскрёб». У родителей Владимира Леонтьевича было 18 детей (пятеро умерли сразу после рождения или в раннем детстве).  Большинство из них самостоятельно, благодаря собственному таланту и трудолюбию, смогли стать интересными творческими личностями. Среди них были врач и юрист, виртуозный пианист и известная поэтесса, ювелир, художник, инженеры.

Генрих Топуз

Мы познакомили вас с представителями старшего поколения семьи ТОПУЗ, чтобы дать представление об окружении, в котором рос, развивался и воспитывался мальчик в первые годы своей жизни.

Формирование  Генриха Топуза как художника и архитектора началось в самом раннем детстве. Этому способствовала атмосфера в семье, условия жизни в этот сложный, неоднозначный период, на который пришлись детские и юношеские годы будущего зодчего, и, конечно, его незаурядный художественный талант и вкус.

В доме, где повсюду были разложены кисти, краски, пахло свежезаточенными карандашами, где отец каждую свободную минуту уделял живописи, писал и большие полотна, и миниатюры на фарфоре, основным занятием и увлечением ребенка стало рисование. Родители поощряли увлечение сына и с пяти лет отдали его на обучение в частную художественную школу Юлия Рафаиловича Бершадского — ученика И.Е.Репина, у которого ранее, еще в конце 19в., учился живописи и сам отец Генриха.

Генрих Топуз

1 сентября 1924г. родители отвели сына в первый класс школы № 4 (им. Ильича). Благодаря бойкому характеру, общительности и умению рисовать, он сразу сумел завоевать авторитет и дружбу среди соучеников, любовь и уважение учителей, которые навсегда запомнили его и долгие годы продолжали с гордостью следить за его творческими успехами, гордиться им.

С первых дней учебы в школе педагоги начали привлекать его к оформлению стенгазет, вечеров самодеятельности, наглядной и учебной документации. В восемь лет юный художник сделал первые самостоятельные шаги в творчестве и даже начал зарабатывать деньги, оформляя витрины магазинов, клубы, рисуя популярные в те годы стенные газеты и сатирические плакаты, карикатуры, шаржи и портреты.

В первом классе общеобразовательной школы Генрих встретил и полюбил очаровательную одноклассницу —  Зою Гефтер, которая стала впоследствии его женой и прошла с ним по жизни более чем полувековой путь.

Генрих Топуз биография

Несмотря на увлечённость рисованием, которое занимало большую часть его времени, нельзя сказать, что он был развит односторонне. С детства ему была привита любовь к театру, к музыке. Дед со стороны матери — Илья Штейнберг, меценат и домовладелец, имел с дореволюционных времен и до окончания НЭП’а персональную ложу в оперном театре, куда вывозил в собственном экипаже всю семью на каждую премьеру или концерт какого-нибудь знаменитого гастролера.

В среде соучеников и сверстников юный Генрих всегда был лидером и заводилой. Ни одна драка не проходила без его участия, о чем любили вспоминать его многочисленные друзья детства. Самым большим «уличным увлечением» этой компании, предметом их гордости и престижа было изощрённое проникновение «зайцем» на театральные спектакли и филармонические концерты.

Самостоятельность и независимость, а также сложные условия жизни в тот период предопределили дальнейший путь двенадцатилетнего подростка.  После окончания 4-го класса в 1928 году он оставил общеобразовательную школу и поступил в фабзауч при заводе Гена  (им. Октябрьской революции) и был определён в «горячий» кузнечный цех учеником кузнеца, помогал гнуть ножи плугов для сеялок. Еще через год Генрих Топуз перешел в ФЗУ строителей, где ему повезло стать учеником известного мастера альфрейного искусства и художника  Густава Фаустиновича Томашевского, работавшего ещё в конце 19-го века вместе с А.О.Бернардацци. Старый одесский альфрейщик оценил талант юного подмастерья, его глубокое чувство цвета, усердие, трудолюбие и работоспособность. Впоследствии Г. Топуз часто вспоминал как они вместе, лёжа на спине на строительных подмостях, расписывали уникальные фрески и плафоны оперного театра и филармонии, изготавливали шаблоны, образцы-припорохи альфрейной живописи, подбирали разнообразные тона «утюжного» мрамора для отделки колонн, стен и панелей.

Несмотря на разницу в возрасте, любовь к профессии связала их крепкой многолетней дружбой. Часто бывая в доме у Г.Ф.Томашевского, Генрих с замиранием сердца любовался многочисленными полотнами — подлинниками великих русских художников, составлявшими коллекцию хозяина, с которых тот профессионально делал копии для продажи, зарабатывая на жизнь, краски и другие материалы для альфрейной живописи.

Приобретенные в юности навыки остались полезным багажом на всю жизнь и впоследствии неоднократно приходили на помощь архитектору при реставрации многочисленных памятников одесской архитектуры. Здесь окончательно сформировалась его мечта стать архитектором.

По окончании ФЗУ Г. Топуз начал работать художником-мультипликатором на Одесской кинофакбрике Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ), а затем перешёл на должность художника-декоратора в клуб кожевенников, располагавшийся в здании бывшей Бродской синагоги. В 1933г., продолжая работать, он поступил на вечерний рабфак Одесского института гражданского и коммунального строительства (ОИГКС), где на дневном рабфаке училась его будущая жена. Ещё через год они оба успешно сдали вступительные экзамены и были зачислены на 1-й курс архитектурного факультета.

Годы учебы в институте, талантливых сокурсников и любимых педагогов Г.Топуз всегда вспоминал с теплотой и благодарностью. Здесь он снова встретился со своим первым учителем живописи профессором Ю.Р.Бершадским, с которым сразу возобновилось сотрудничество и старая дружба.

Много полезного для себя почерпнул начинающий архитектор от тесного общения с профессором Теофилом Борисовичем Фраерманом — талантливым педагогом, выдающимся художником и уникальной личностью. До революции, по рекомендации своего учителя К.К.Костанди, он уехал в Париж, где стал одним из ведущих художников Франции того периода, всемирно известным под псевдонимом — Тео Фра. Уже на первых занятиях он отметил талант и целеустремленность своего студента, начал уделять ему много внимания и постепенно между ними завязалась крепкая многолетняя дружба. Впоследствии,  будучи организатором, первым директором и старейшим сотрудником Одесского музея западного и восточного искусства, Т.Б.Фраерман проживал в специально отведенной для него на 2-м этаже музея квартире-мастерской, где создавал свои полотна. Молодой Генрих Топуз был единственным среди одесских художников, кому мастер полностью  доверял (в те годы он подвергался беспощадным  нападкам «доброжелателей», обвинявших его в формализме и космополитизме) и разрешал присутствовать во время работы над картинами, делился с ним художественными приемами и техникой живописи.

одесские художники

В числе самых любимых своих педагогов Г.Топуз особенно выделял опытных и плодовитых одесских мастеров архитектуры: Л.М.Чернигова, М.И.Линецкого, В.И.Кундерта, Н.М.Каневского, Я.С.Гольденберга, Г.М.Готгельфа, профессоров М.В.Замечека, О.Д.Зейлигера, Ф.А.Троупянского.

Начиная с третьего курса, Г. Топуз параллельно с учёбой полностью окунулся в практическую работу над архитектурными проектами в созданной при институте архитектурно-проектной мастерской. В этот период центр Одессы был уже полностью сформирован и застроен уникальными зданиями, вошедшими в аналы отечественного и мирового зодчества. Фактически, после 1914-1915гг. и до окончания второй мировой войны, когда многие памятники архитектуры были частично или полностью разрушены, строительство новых зданий и сооружений велось ограниченно и выборочно. Поэтому на проектирование единичных новых объектов, как правило, объявлялись открытые, а чаще – закрытые, заказные конкурсы. Для участия в них под руководством зрелых и опытных архитекторов формировались бригады из числа наиболее талантливой молодёжи. Генриху и Зое посчастливилось работать на заре своей профессиональной карьеры под руководством таких мастеров архитектуры, как Мойсей Викторович Замечек, Осип Давидович Зейлигер и Григорий Михайлович Готгельф, с которыми на фоне творческого взаимопонимания у них установились крепкие деловые отношения и взаимная дружеская привязанность. Позже Г.Топуз часто, с теплотой и гордостью вспоминал обращённые к нему однажды слова любимого педагога Г.М.Готгельфа: «Многому я учился у своих учителей, потом эти знания старался передать своим ученикам, а теперь пришел к тому, что мне ещё многому следует учиться у своих учеников».

 6

В 1940г., ещё до окончания института, супруги Зоя и Генрих Топуз по результатам выполненных ими в студенческие годы архитектурных проектов были приняты в Союз архитекторов. Защитив дипломы и получив звание архитектора, они были оставлены в институте и в 1940-1941гг. работали в Архитектурно-проектной мастерской при ОИГКС. За этот короткий период Г.Топуз участвовал в подготовке технической документации и рабочих чертежей по реконструкции гостиниц «Лондонская» и «Красная», в оформлении стендов областной выставки продукции государственных заводов и фабрик, артелей промкооперации и торгующих организаций.

Наибольший интерес и значение имели его работы по реставрации вестибюля вокзала Одесса – Главная.  Железнодорожный вокзал в Одессе был построен в 1884г. по проекту профессора СпбАХ В.А.Шретера известным зодчим А.И.Бернардацци. Группа одесских архитекторов и художников под руководством молодого архитектора Г.В.Топуза, консультантов-профессоров М.В.Замечека и Ф.А.Троупянского произвела роспись стен, потолка и поверхностей плоскостей в полуциркульных арках вестибюля красочными художественными панно по эскизам профессора живописи Л.Е.Мучника, придав архитектурному сооружению облик южного вокзала, присущий промышленному, курортному и морскому городу.

Здесь хочется отметить глубоко символическое сотрудничество начинающего архитектора со своим первым учителем художником-альфрейщиком Г.Ф.Томашевским при воплощении новых тематических росписей «Бой с петлюровцами у вокзала», «Встреча жителями Одессы моряков броненосца «Потёмкин», «Одесса – здравница». Старый мастер, более полувека назад впервые исполнивший росписи вокзального вестибюля под руководством  архитектора  А.И.Бернардацци, передавал эстафету любимому ученику, которому предстояло украшать своими произведениями родной город всю вторую половину 20-го века. К сожалению, эта уникальная работа не сохранилась, т.к. здание первого в Одессе железнодорожного вокзала было взорвано в апреле 1944г. при бегстве немецко-румынских войск из освобождённого города-героя.  Однако, уже первые самостоятельные шаги в профессиональном творчестве получили широкое освещение в местной прессе и принесли архитектору Г.В.Топузу известность и авторитет среди коллег и жителей города. Но, к сожалению, этот период его деятельности продлился менее года – разразилась ВОЙНА.

В августе 1941г. началась героическая оборона Одессы. В действующую Красную Армию Генриха Топуза не взяли из-за серьёзной болезни глаз, которой он страдал с самого детства. Ещё в 1939г., сразу после женитьбы, молодая семья поселилась у родителей жены на ул.Лизогуба (Ю.Олеши), №4, в непосредственной близости от Карантинного спуска, ведущего к морскому порту. Отец Зои Топуз, Исай Маркович Гефтер, старый революционер и политкаторжанин, никогда не состоявший при этом ни в одной партии, все 20-е и 30-е годы возглавлял планово-производственный отдел одесского порта. Ему вместе с другими руководителями пароходства было поручено производить эвакуацию судов, оборудования и населения через морские ворота города. Генрих Топуз с присущей ему энергией и самоотдачей подключился к этому ответственному и непростому делу, помогая тестю. Об отъезде из Одессы семья не думала, эвакуироваться вместе с профессорско-преподавательским составом института, несмотря на поступившее предложение, отказались, т.к. не хотели оставлять без поддержки пожилых родителей. Только лишь в начале октября, когда работы по эвакуации порта были практически завершены, И.М.Гефтер получил разрешение вывезти всю свою семью на одном из последних покидающих Одессу кораблей. Зная, что его бывшие педагоги и коллеги по институту были эвакуированы в г.Уфу, Генрих Топуз принял решение пробиваться тоже туда.

В декабре 1941г., преодолев неимоверные трудности и лишения, они все вместе добрались до столицы Башкирии. Через несколько дней после прибытия на место Г.Топуз получил повестку о призыве в армию. Собрав вещмешок и попрощавшись с родными, он ушел на призывной пункт… Каково же было удивление и радость жены и родителей, когда, неожиданно, через два дня он вернулся домой – медкомиссия окончательно забраковала его как негодного к воинской службе.

В Уфу была эвакуирована Академия наук УССР, несколько научно-исследовательских и проектных институтов, художественных музеев, в том числе музей западного и восточного искусства из Одессы во главе с профессором живописи Т.Б.Фраерманом. По его рекомендации архитекторы-художники Генрих и Зоя Топуз были приняты на работу в Институт языка и литературы АН УССР, который возглавлял выдающийся украинский поэт и учёный академик Павло Григорьевич Тычина. Здесь состоялась встреча и началась многолетняя дружба и творческое сотрудничество Г.В.Топуза с удивительным человеком, талантливым киевским архитектором с мировым именем – Владимиром Игнатьевичем Заболотным, автором здания Верховного Совета Украины. Вместе с ним Г.Топуз разрабатывал типовые проекты сборных жилых домов для условий Украины ещё в те годы, когда территоря республики была под оккупацией врага. Одной из крупных планировочных работ Г.Топуза в 1942г. был проект генерального плана башкирского города Стерлитамак.

 7

 Талант художника Генрих Топуз успешно применял в работе по оформлению «Окон ТАСС», оперативно освещавших последние сообщения с фронта. Его острые карикатуры, иллюстрирующие стихи и тексты П.Тычины, М.Рыльского, В.Сосюры, Н.Рыбака, с которыми он был близко знаком и сотрудничал, работая в АН УССР, ежедневно выставлялись на городских стендах и вносили свой посильный вклад в общее дело победы над врагом. Как художников-графиков Генриха и Зою Топуз часто привлекали для оформления праздничных выпусков республиканских газет, посвящённых боевым победам и торжественным датам.

 8

 Помимо этого, Г.Топуз создал множество рисунков, акварелей с видами башкирской столицы и суровой уральской природы, портретов современников. Большую пользу в освоении акварельной техники ему принесла дружба с выдающимся украинским художником А.А.Шовкуненко, вместе с которы они круглый год, в любую погоду ежедневно по утрам выходили на этюды. Более десяти живописных работ Генриха Топуза были приобретены и выставлялись в уфимском художественном музее, а их автор был принят в Союз художников БАССР.

 9

В годы войны Г.Топуз принимал активное участие в творческих конкурсах на проектирование памятников героям отечественной войны, героям обороны Севастополя, национальному башкирскому герою Салавату Юлаеву, где занимал призовые места, а также победил в конкурсе на проект памятника народному поэту Башкирии Мажиту Гафури.

В творческом союзе с опытным одесским архитектором В.Л.Фельдштейном, при участии известных одесских скульпторов профессора Г.С.Тенера и заслуженного деятеля искусств Украины Э.М.Фридмана, профессора живописи Л.Е.Мучника, Генрих Топуз запроектировал и осуществил строительство самого значительного в эти годы административного здания башкирской столицы – обкома партии (ныне – здание национального музея Республики Башкортостан по ул.Советская, 14). За эту работу, как основной автор, он был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР.

 010

 В ноябре 1943г. Башкирское отделение Союза архитекторов приняло решение организовать персональные выставки – творческие отчёты самых известных, опытных и плодовитых членов Союза, а право открыть первую выставку было предоставлено самому молодому из них – архитектору Г.В.Топузу. На этой выставке были широко представлены проекты, акварели и рисунки, выполненные им в годы войны, которые получили высокую оценку коллег-профессионалов — архитекторов, художников, скульпторов. Это событие как бы подитожило деятельность Генриха Топуза на самом тяжелом, ответственном, но и творчески успешном этапе его жизни.

В трудовой книжке Г.Топуза значится: «15 июля 1944г. уволен с должности архитектора Строительно-монтажного треста №3 НКАвиаПрома (где он осуществлял проектирование и строительство здания обкома партии БАССР – прим.ВТ) в связи с откомандированием в г.Одессу — на основании вызова ССА УССР». А уже с 27 июля 1944г. он приступил к работе в Одесской Областной проектировочной конторе, которая впоследствии переименовывалась в Горпроект, Одеспроект, Облпроект, а с апреля 1955г. — Одесский филиал Гипрограда, где проработал 33 года в одной и той же должности — руководитель архитектурно-планировочной мастерской №1 (АПМ-1)- главный архитектор проектов.

Виктор Топуз

Андрей Топуз

продолжение следует…

This Post Has Been Viewed 472 Times