Что делает город уютным, а людей — открытыми

Лондон и его красные телефонные кабинки. Все, кто приезжает в столицу Британии, считают своим долгом в них сфотографироваться. Это часть колорита города и Королевства. Уникальный дизайн входов парижских метро — из той же серии. Вернее, из линейки уличной мебели, которая стоит в нашем общем доме — городе.

Уличные указатели, таблички с адресами, фонари, ограждения, афишные тумбы, общественные туалеты, дорожные знаки, скамьи, детские игровые площадки, открытые спортивные площадки, остановки транспорта, почтовые ящики, питьевые фонтаны для людей и животных, пожарные гидранты и контейнеры для мусора — все это и многое другое есть «уличная мебель» — Street Furniture. Часть городской инфраструктуры и архитектуры, она призвана делать наше пребывание на улицах города комфортнее, безопаснее, лучше.

История и современность уличной мебели

Первыми элементами общественной мебели были уличные фонари, которые появились в Париже и Лондоне в XV-XVI веках. Афишные тумбы — цилиндрические колонны с объявлениями городских культурных событий — практически не изменились в дизайне с 1868 г., когда парижский печатник Габриэль Моррис получил разрешение на установку таких сооружений для расклейки театральных афиш.        

 

Колонны Морриса, Париж. Источник: Pinterest

Первые урны для мусора тоже установили в Париже в 1884 г. по требованию префекта департамента Сены Эжена Пубеля. Он был так строг с парижанами в этом вопросе, что во французском языке его фамилия закрепилась как название городских мусорных корзин: la poubelle — «пубель». С начала XIX века на улицах и в городских парках стали появляться скамьи. А первая остановка общественного транспорта изготовлена в 1890 г. и установлена в сегодняшнем пригороде Лондона Бишопс Стортфорд, который в 19-м веке был самостоятельным городком. Правда, она мало похожа на современные конструкции.

Пассажиры первых конок, омнибусов, трамваев и автобусов где-то до 50-х годов прошлого века ожидали свой транспорт на специально отведенных, но необорудованных местах, просто с указателями, где стоять и зачем. Когда общественный транспорт стал массовым явлением, забота об остановках легла на плечи муниципалитетов.

Автобусная остановка в Чикаго, США, 50-ые годы. Источник : Pinterest

Так было до середины 60-х, пока одному французу не пришла в голову идея объединить уличную мебель и наружную рекламу. Это был Жан-Клод Деко, основатель компании JCDecaux — современного лидера мировой индустрии Out-of-Home медиа, а в то время – владелец маленького оператора наружной рекламы.

Наружная реклама Нью-Йорка, 1900 г. Источник: Pinterest

В 1964 году Парижский муниципалитет запретил почти всю «наружку» в городе. К тому времени реклама в мировых столицах выглядела почти так же, как наша сейчас: разнобой размеров, форматов, конструктива и мест размещения, только технологии производства и материалы другие.

Решение муниципалитета было категоричным: очистить город. Опечаленный неизбежным банкротством, Деко бродил по парижским бульварам, и здесь ему в голову пришло элегантное решение. Он предложил муниципалитету услуги своей фирмы по изготовлению остановок общественного транспорта, а потом и других видов уличной мебели в обмен на право размещать на них рекламу. Со временем этот подход лег в основу развития наружной рекламы по всему миру. В нем заложен принцип Win-Win (Выиграл-Выиграл), когда в плюсе остаются и горожане, и рекламисты. В 70-е годы остановки от операторов наружной рекламы стали массово появляться в европейских столицах и других городах.

В Европе большая конкуренция за право устанавливать уличную мебель и рекламу на ней. Муниципалитеты следят, чтобы конструкции отвечали архитектурному стилю, особенностям истории и планировки города. Для привлечения инвестиций муниципалитеты предлагают операторам контракты на 10-15 лет. Такой срок отвечает возможностям по возврату вложенных денег и заработку компаний, ведь элементы уличной мебели становятся все более современными, технологичными и дорогостоящими.

Долгосрочные контракты не означают, что город на 15 лет забывает о своей мебели. В муниципалитетах постоянно разрабатываются Программы развития и модернизация городской среды. И еще интересная опция: в некоторых городах существует возможность для жителей через специальные электронные формы информировать муниципалитеты о повреждении конструкций или отправлять пожелания по улучшению мебели. В этом вопросе коммуникация всегда трехсторонняя: администрации — жители — бизнес.

Маркер Свободы

В украинских городах уличной мебели хронически не хватает. Это касается даже таких простых вещей, как скамейки и урны. Современных остановок, оборудованных передатчиками свободного Wi-Fi и блоками для зарядки мобильных телефонов не более десятка на всю страну.

— В первую очередь, в городах нужно устанавливать скамейки, урны и фонари. Причем они могут и должны дополнять друг друга – считает архитектор Евгений Вайсберг. – Мало кто захочет отдыхать на лавочке в темном переулке, если вокруг – мусор.  Зато продуманный функционал улицы преображает городское пространство. Благоустроенные тротуары с местами для отдыха и хорошим освещением привлекают потоки людей и тем самым становятся безопасны в любое время суток.

Уличные фонари, скамьи и урны в парке на просп. Шевченко (Одеcса), установленные в 2010 г.

Важным элементом городского комфорта во многих странах стали питьевые фонтанчики. В прохладном Лондоне и жарком Тель-Авиве они позволяют утолить жажду совершенно бесплатно всем желающим.

В США распространение питьевых фонтанов в городах привело к снижению заболеваемости сахарным диабетом. Если раньше люди покупали сладкую воду, то теперь пьют на улице фильтрованную. Не менее важно то, что общедоступная вода подчеркивает равноправие людей в удовлетворении их базовых потребностей — рассказывает архитектор Мария Смирнова.

Уличные фонтаны – лишь один из примеров, когда продуманная уличная мебель способствует распространению демократических ценностей. Доступная и удобная городская среда позволяет бесконфликтно сосуществовать разным группам населения. При этом люди становятся более открытыми, доброжелательными и ответственными.

Привязанная к уличной мебели реклама также пронизана идеей доверия и взаимоуважения. Как отмечает Мария Смирнова, она должна быть максимально ненавязчивой, присутствуя как неотъемлемый элемент оформления. Это может быть логотип на фонарном столбе или короткое сообщение, появляющееся при подключении к Wi-Fi на скамейке с передатчиком сигнала.

При создании элементов городской среды очень важна эстетика. Разнородные элементы, установленные различными операторами, должны вливаться в общий городской стиль. В идеале муниципалитет должен разработать его самостоятельно и предлагать инвесторам типовые решения для исторических и современных районов, парков и деловых кварталов. В Украине подобная практика пока не получила развития, поэтому производителям уличной мебели приходится самостоятельно решать задачу соответствия духу места.

 — Каждый проект разрабатывается индивидуально для города с учетом его топографических, исторических, инженерно-архитектурных особенностей. Мы рассматриваем город как целостную информационную среду, вхождение в которую должно быть аккуратным и оправданным – говорит Татьяна Денисюк, PR директор группы компаний «РТМ-Украина» — национального оператора Out-of-Home медиа.

Украинские города находятся в самом начале преобразований городской среды. Пока этот процесс тормозит то, что на законодательном уровне не закреплены гарантии для инвесторов, касающиеся сроков размещения конструкций. Инвестиционный проект благоустройства, в зависимости от сложности, окупается в среднем за 10 лет, а у нас чиновники любят выдавать разрешения на год-два. Только если город и инвестор находят баланс интересов, проект имеет шанс стать реальностью.

Уличная мебель способна делать нашу жизнь более удобной, красивой и безопасной. Она зримо меняет город и незаметно — умы горожан, шаг за шагом приближая нас к желаемым образцам качества жизни и межчеловеческих отношений.

Для нас этот путь только начинается.

Фото предоставлены «РТМ-Украина»: www.rtm.ua

This Post Has Been Viewed 375 Times

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *