Все, что нужно знать об остановках в Одессе (фото)

Одесса стала одним из первых городов в Украине, где были установлены современные павильоны для ожидания общественного транспорта. Они удобны, минималистичны и хорошо вписываются в городской ландшафт. С каждым годом таких остановок становится все больше. На очереди — расширение функционала, когда павильон из места ожидания превратится в незаменимого помощника для тех, кто в пути.

Инвестиции в красоту

Сегодня практически каждый областной центр обновляет свою городскую уличную мебель, и в этом ему помогают операторы наружной рекламы. Они берут на себя расходы по установке городского функционала в обмен на право размещать на нем «наружку». Для украинских городов такое сотрудничество порой оказывается единственной возможностью внедрить на улицах современные и технологичные объекты, созданные по мировым стандартам.

В проекте всегда есть рекламная часть — конструкции «наружки» — и социальная составляющая — элементы благоустройства, которые нужны городу на этом участке. Оператор предлагает возможности, город говорит о своих нуждах. Так рождается комплексный проект благоустройства, где есть и типовая, и уникальная части – рассказывает Татьяна Денисюк («РТМ-Украина»).

Подобные проекты, в которых реклама сочетается с уличной мебелью, уже реализованы в Харькове, Львове, Днепре, Виннице и некоторых других городах.

Комплексный проект благоустройства бульвара Н. Пирогова в Виннице включал в себя уникальную иллюминацию

Почему они такие: технологии и дизайн

Остановки транспорта должны отвечать ряду требований, и, соответственно, каждый элемент в конструкциях не случаен, а обоснован функционалом и безопасностью. Об устройстве современных остановок транспорта мы поинтересовались в компании, их устанавливающей:

В современных европейских остановках транспорта сошлось все в плане размеров, материалов, стоимости, функционала, дизайна. Павильоны оборудованы закаленным стеклом, которое, может быть разбито только сильным целенаправленным ударом, но даже разбитое безопасно для окружающих, поскольку разрушается на множество мелких осколков с тупыми гранями. Все материалы дорогие, особо прочные, отвечают требованиям к экологии и антивандальной защиты, — утверждают в «РТМ-Украина».

Одна из первых европейских остановок транспорта в Одессе, производство — Stroer. Установка — «РТМ-Украина»

Конструктив Обоснование
Модульность: остановка, как большой конструктор, собирается из отдельных блоков, их количество варьируется На разных участках дорог требуются павильоны разных размеров; они должны быть просто и быстро произведены, собраны и разобраны специалистами. Стандартно — 3 блока, но бывает меньше и больше
Крыша, задние и боковые стены Защита от осадков и ветра. Использование материалов с антивандальной защитой
Прозрачность, использование стекла Должны обеспечить хороший обзор, как пассажирам на остановке, так и обычным прохожим — вид на дорогу. Не перекрывают вида на архитектурные элементы зданий и улиц
Скамья Небольшая и неудобная, чтобы не привлекать бездомных или желающих просто сидеть часами. Человек на остановке — пассажир: пришел — дождался транспорта — уехал
Минималистичный дизайн Стандартные остановки должны быть только функциональным элементом города. Не должны привлекать внимания цветным «пятном» в городской среде. Незаметны, но при близком взгляде, — современные, стильные
Информационное табло Дает сведения о движении транспорта
Рекламная конструкция Продажа рекламы позволяет окупать сервисные работы по обслуживанию остановки: мыть, чистить, убирать мусор в течение всего срока эксплуатации

В последующих проектах остановок, адаптированных к Одессе, «РТМ-Украина» изменила только материал скамьи: они изготавливаются ее из дерева, а не из металла. Это позволяет избежать сильного охлаждения поверхности зимой и накаливания летом.

Рис. Остановка транспорта «РТМ-Украина» в Киеве

При этом скамья НЕ должна быть большой и удобной, — говорят в компании. — Здесь применяется принцип конструкций «anti-sit-lie»: небольшая выгнутость скамьи позволяет присесть, но не усесться, и уж совсем не дает расположиться лежа, как и длина. Такие решения используются во всем мире чтобы ограничить пребывание бездомных или не допустить, чтобы люди сидели или лежали на опасных и не приспособленных для отдыха участках. У каждого элемента городской среды свое назначение и функции, а их нецелевое использование приходится ограничивать.

Тема остановок транспорта очень обширна. Кроме утилитарной функции, они могут выполнять роль арт-объектов. Существуют целые подборки классных нестандартных павильонов, ставших визитной карточкой места или времени. Это индивидуальные проекты, тем и ценны.

Рис. Самая знаменитая автобусная остановка в г. Балтимор, США. Источник — State. Больше креативных остановок — по ссылке в Pinterest.

Главное – не останавливаться

В Одессе в ближайшие годы планируется замена всех остановок на современные павильоны, оформленные по единому образцу. Всего планируется установить 192 комплекса, обслуживающего маршруты автобусов, трамваев и троллейбусов по всему городу.

Между тем, город столкнулся с проблемой вандализма. С 2016 года неизвестные разбили стекло на 25 остановках. Для этого хулиганам пришлось постараться: стекло противоударное, толстое и не разлетается на осколки.

Увы, вандалы у нас не редкость. Из-за них многие одесситы и вовсе исключают возможность качественного обновления уличной мебели в нашем городе. Мол, как только появляются современные красивые скамейки, остановки, стенды, сразу находится кто-то, кто их разрисует или сломает.

Архитектор Мария Смирнова считает, что вандализм можно излечить по простому рецепту: «терпение и труд все перетрут».

Вандализм – вовсе не украинская специфика, — говорит Мария. — С этой проблемой в разное время сталкивались многие страны. Например, в нью-йоркском метро маргиналы закрашивали стекла. Казалось, это не преодолеть. Но администрация метрополитена запустила программу «Чистые окна». Стекла отмывали или меняли. Хулиганы их снова зарисовывали, а работники метро снова мыли. В результате, оказалось, что увековечить себя на стекле уже невозможно и со временем эта затея надоела «художникам». Подобных примеров – масса, так что  вандализм не должен рассматриваться как преграда для развития общества и города.

Как видим, путь к цивилизации долог и тернист. Так было всегда и везде, но в итоге цивилизованные страны пришли к стандарту городской среды, который удовлетворяет потребностям всех групп населения. Со временем это произойдет и у нас, а пока городским властям придется заменить 80 квадратных метров дорогого стекла. И, видимо, не в последний раз.

Не покидая сети

Остановочные павильоны современного дизайна – уже не новинка на улицах Одессы, но многие города шагнули еще дальше. Информационные табло, интерактивные карты, передатчики свободного Wi-Fi, блоки для зарядки мобильных телефонов и автоматы для пополнения счета на остановках уже стали стандартом. Технологичность – это один из ключевых трендов, в котором развивается уличная мебель.

О том, как это происходит в Израиле, рассказал Евгений Вайсберг – архитектор из Одессы, который сейчас проживает в Тель-Авиве.

Израиль далеко не богатая страна, как это кажется многим в Украине. Но в некоторых моментах чувствуется большая разница. Остановки здесь оборудуются солнечными панелями, которые питают информационные табло. Есть Wi-Fi на остановках и в транспорте, зарядные устройства. Постепенно внедряются беспроводные зарядки, которые позволяют обойтись без розетки. Преимущество в том, что их сложнее поломать, но подзарядиться от них могут не все модели телефонов, — отмечает Евгений.

Остановочные павильоны – один из базовых видов уличной мебели, которые в том или ином виде присутствуют даже в глубоко архаичных городах. Изначально их устанавливали для защиты от дождя и жары. Со временем остановки превратились в технологические объекты, которые позволяют сориентироваться в пространстве и оставаться на связи с миром.

В Украине потребность в остановках нового типа уже созрела, но устанавливать их массово за счет муниципалитетов пока проблематично. Выходом может стать сотрудничество властей и операторов наружной рекламы, построенное на учете интересов горожан и бизнеса.

Фото предоставлены «РТМ-Украина»: www.rtm.ua

This Post Has Been Viewed 1,046 Times

Комментарии

  1. житель

    Да вообще класс, просто молодцы!
    Многие остановки снесли еще в начале весны, и до сих пор вместо новых, там пустое место. Люди стоят под солнцем\дождем и радуются новому дизайну.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *